Эксперты бьют тревогу в связи с очень сложной ситуацией в российском здравоохранении, где в 4,5 раза недофинансированы даже самые минимальные стандарты, и оптимизировать там уже просто нечего. Более детально об очень сложной ситуации, сложившейся в настоящее время в российской сфере здравоохранения, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
В ситуации, когда финансирование здравоохранения сокращается, а затраты на него увеличиваются, как отмечает информагентство "Росбалт", впору хвататься за голову и пациентам, и самим медикам. Для того чтобы найти ответы на вопросы, сколько денег необходимо для того, чтобы оживить российское здравоохранение, и где взять эти средства, за круглым столом собрались пациенты, врачи и экономисты.
В ходе мероприятия Леонид Рошаль, возглавляющий Национальную медицинскую палату, а также возглавляющий НИИ неотложной детской хирургии, заявил, что в настоящее время очень сложно говорить о финансировании отечественного здравоохранения, поскольку все понимают состояние, в котором сегодня находится национальная экономика, и мало кто знает ответ на вопрос, где взять необходимые средства. Но речь идет не об этом – речь идет о тенденции, а также о позиции, занимаемой по данному вопросу Министерством финансов. Ситуации, когда на здравоохранение выделялось бы 3,6-3,7 процента ВВП, попросту не выдержала бы ни одна из стран старой Европы – ни Франция, ни Германия. Если в России на это выделяется 3,6-3,7 процента от ВВП в рублях, то в указанных европейских странах на здравоохранение выделяют 10-12 процентов ВВП в единой евровалюте.
Рошаль подчеркнул, что он не понимает позицию, занимаемую министерством финансов. После того, как глава данного ведомства был раскритикован в связи с сокращением финансирования отечественного здравоохранения с 45,8 миллиарда рублей до 13, то есть в 4 раза, выступила помощница министра, заявившая о повышении финансирования российского здравоохранения на 83 миллиарда рублей. Эксперт отметил, что он является детским доктором, а не финансистом, но все-таки взял бумажку, ручку, и подсчитал: 83 миллиарда – это 4,1 процента, тогда как инфляция в стране сегодня составляет от 10 до 12 процентов.
Напомнил Рошаль и о рекомендациях НИФИ, подведомственного Министерству финансов, относительно платности, сокращения количества коек и "скорой помощи". Напомнил также и о невыполненном Минфином в течение 2 лет поручении президента страны софинансировать редкие заболевания за счет госбюджета. Он объяснил, что глава государства дал поручение увеличить медикам заработные платы практически в два раза по сравнению со средней зарплатой по региону за счет средств из госбюджета, поскольку деньги больше брать просто неоткуда. Но Министерство финансов не выделяет на повышение зарплат медикам ни копейки, вынуждая проводить так называемую оптимизацию руководителей региональных органов здравоохранения.
Финансирование российской системы здравоохранения сократилось, по сравнению с 2014 годом, на 15 процентов – Улумбекова.
В свою очередь Гузель Улумбекова, руководитель ВШ организации и управления здравоохранением, заявила, что финансирование системы здравоохранения в РФ, по сравнению с позапрошлым годом, сократилось на 15 процентов, и в настоящее время речь уже не идет об увеличении финансирования. При этом для того, чтобы сохранить финансирование здравоохранения на уровне 2014 года, необходимо найти 500 миллиардов рублей.
По словам Яна Власова, являющегося сопредседателем Всероссийского союза пациентов, с точки зрения цифр, отечественное здравоохранение, возможно, проходит кризис довольно неплохо, однако если своими глазами заглянуть в лечебные учреждения российских регионов, то можно увидеть совершенно иную картину: пациенты вынуждены приходить в больницу со своей зеленкой – именно на таком уровне и находится в настоящее время лекарственное обеспечение. Врачей сокращают, количество коек оптимизируется.
Коэффициент совмещения сегодня составляет "2" – нередко врачи работают на 2, а то и на 2,5 ставки. Это просто не может не сказаться отрицательно на качестве предоставляемой в стране медицинской помощи. Например, перечень жизненно важных лекарственных препаратов стареет, тогда как Министерство финансов предпринимает максимальные усилия для того, чтобы не позволить добавление в данный список инновационных лекарств. Давид Мелик-Гусейнов, возглавляющий ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента столичного Департамента здравоохранения, подчеркнул – согласно последним оценкам, в настоящее время в 4,5 раза в сфере здравоохранения недофинансированы даже минимальные стандарты.
Лариса Попович, возглавляющая Институт экономики здравоохранения ВШЭ, подчеркнула, что проблема в данном случае не только в деньгах – проблема еще и в том, как эти деньги расходуются. Она также отметила, что сегодня система "все всем бесплатно" не работает, при этом данная система еще и сильно ориентирована на бюджеты регионов. Эксперт убеждена, что в условиях экономического кризиса должно быть централизовано максимально возможное количество функций, как минимум – в части расходов, которые вынуждены нести пациенты с тяжелыми заболеваниями.