Ситуацию, которая присутствует внутри белорусского и российского общества, описала Светлана Алексиевич. Она утверждает, что теперешняя государственная повестка русский народ полностью устраивает. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич в ходе посещения Германии пообщалась с журналистами и читателями из этой страны. Среди прочего она дала оценку настроениям внутри российского и белорусского общества. Писатель констатирует, что в настоящее время полным ходом идет новая холодная война. Обращает внимание литератор на то, что ощущает происходящее не как писатель, а как живущий внутри этого общества человек.
Значение для внутренних ощущений имеет то, что Беларусь на данное время является страной, которая очень сильно, даже больше других, связана с Россией. Для России Беларусь является единственным оставшимся коридором в Европу и пространством, в котором русское влияние еще очень сильное. Белорусское общество по-прежнему открыто русскому влиянию, поэтому происходящее в России очень сильно ощущается внутри Беларуси.
Сейчас среди доминирующих ощущений указывает Алексиевич на наличие сильной ненависти. Население, обворованное и обманутое, накапливает внутри ненависть, которой нужно место для выхода. Государственным руководством довольно грамотно процессы ненависти направлены вовне. Ненависть россиян направлена преимущественно против внешнего врага, а сознание населения в значительной степени милитаризовано.
Накопленная за долгое время россиянами ненависть направляется ими против придуманного внешнего врага. Писатель утверждает, что такая форма управления человеческой ненавистью не является чем-то новым. Хозяин Кремля всего лишь воспользовался политической классикой и направил на внешнюю среду энергию, которая могла стать причиной значительных разрушений внутри страны.
Дело не в Путине.
Одной из тем, которая сейчас активно обсуждается в экспертной среде, является автократия российского президента. Нередко той или иной причиной пытаются эксперты объяснить высокий рейтинг поддержки президента среди российского населения. Светлана Алексиевич уверена, что причиной того, что отношения внутри российского общества сложились именно таким образом, является вовсе не сам президент.
Писатель полагает, что в личности теперешнего президента России аккумулированы желания многих российских граждан. В некоторых случаях желания осознанные, в других речь идет о неясных чувствах. Общество, которое чувствует себя униженным, обворованным и обманутым, имеет и желания соответствующие. В определенный момент приход к власти теперешнего российского президента стал ответом на желания многих россиян.
Вспоминает литератор, что люди, которые в свое время сделали перестройку, нередко задавались вопросом о причине пассивности низших слоев населения. Ответ на этот вопрос писатель для себя нашла после посещения населенных пунктов в российской глубинке. Алексиевич утверждает, что народ суть перестройки так и не понял и никаких перемен не ожидал. Перестройка была сделана интеллигенцией в больших городах, во главе ее стоял Горбачев.
Во время когда в городах происходили серьезные изменения, население глубинки находилось в совершенной прострации и понимало, что никакого капитализма не хочет. Писатель допускает, что перемены странным образом диссонировали с русской ментальностью. Изменилась ситуация к лучшему для жителей глубинки с приходом к власти теперешнего президента. Хозяин Кремля сказал, что вокруг России сплошные враги, страна должна быть сильной, а все вокруг должны ее уважать. Эта риторика населению глубинки понравилась, поскольку к модели существования в этой системе люди привыкли. В результате они вновь сбились в мощное народное тело.
В Беларусь демократия сама почему-то не пришла.
В настоящее время Светлана Алексиевич пытается жить и работать в Беларуси, куда вернулась после проживания на протяжении 12 лет за границей. Себя литератор называет писателем, который хочет и должен жить дома. Кроме личных причин (подрастающая внучка), аргументом в пользу проживания в родной стране является выбранный ранее жанр вербатим. «Романы голосов» требуют близкого контакта с многоликой толпой.
О времени своего возвращения в Беларусь писательница говорит, что произошло это приблизительно за полгода до того, как стали очевидными настоящие планы Москвы. Лишь недавно идеалисты в Беларуси поняли, что теперешняя ситуация предварительно готовилась на протяжении 20 лет. Непонимание ситуации наивными романтиками стало причиной недоумения. Ранее, по утверждению писателя, некоторые активные белорусы думали, что демократия просто придет сама по себе в их дома как результат криков «Свобода!» на улицах, но этого не произошло.
Вместе с тем писательница признает, что среди близких людей есть немного людей, разделяющих ее систему ценностей. К примеру, родители литератора стремление к свободе не разделяли, отец был коммунистом, который долгое время не мог расстаться с партбилетом. Очень точной называет Светлана Александровна формулировку «социалистический лагерь», поскольку люди действительно жили как в лагере. И вряд ли можно считать по-настоящему свободным человека, который недавно вышел за ворота лагеря.
Для каждого человека характерно нежелание что-то кардинально менять в жизни, поэтому часто люди ищут какие-то уловки, оправдания и возможности каким-то образом сохранить достоинство. Обращает внимание Алексиевич на то, что на площади в рамках протестов в Беларуси выходит совсем мало людей. Белорусы, которые увидели по телевизору Майдан, с его горящими автомобильными покрышками и кровью, вполне ожидаемо испугались. К свободе, по мнению писателя, стремится каждый человек, но большинство ждет, что она появится откуда-то из небес, что с реальностью не совпадает.