В условиях серьезного экономического кризиса гражданское население абсолютно логично пытается искать наиболее надежные способы для сохранения или даже увеличения собственных сбережений. Многие люди предпочитают использовать для этих целей банковский ячейки, но опытный юрист Павел Хлюстов в разговоре с представителями издания РБК рассказал основные риски, с которыми в таком случае могут сталкиваться граждане.
Пока же в России наблюдается увеличение спроса на использование банковских ячеек. Причем далеко не всегда россияне используют ячейки только для хранения денег и ценностей. Порой они предназначаются для расчета по различным договорам. К примеру, это происходит во время заключения сделки купли-продажи недвижимости. Именно этот вариант постепенно начинает использоваться намного чаще. Жители намного более развитых западных государств уже давно не испытывают столь серьезного доверия к банковским ячейкам. В России же этот инструмент предназначен для того, чтобы скрыть от общественности и контролирующих органов настоящую сумму совершенной сделки.
На фоне позитивных последствий порой люди стараются не замечать того, к каким негативным результатам может привести попытка разместить в ячейке достаточно крупную сумму денежных средств. Абсолютно точно не стоит на все сто процентов надеяться на то, что банковское хранилище является наиболее надежным местом для сохранения материальных ресурсов. Тем не менее на сегодняшний день российская банковская система переживает достаточно трудные времена. Многие банки попросту лишаются собственных лицензий, в результате чего некоторые ячейки клиентов могут в результате оказаться пустыми. Причем, с юридической точки зрения, затем будет достаточно сложно найти настоящего виновника пропажи денег и ценностей.
Понятное дело, что деньги были из ячейки украдены, но благодаря просчетам в законодательстве и многим правовым коллизиям лишенный лицензии банк может не нести ответственность за данное откровенное преступление. На самом деле таких случаев уже предостаточно даже в практике Павла Хлюстова, о которых он как раз и решил предупредить многих других своих соотечественников.
Деловое издание «Биржевой лидер» подтверждает факт того, что по каждому из вышеописанных случаев российские правоохранители возбуждали уголовные дела. Порой следователям даже удавалось доказывать, что якобы надежно защищенный сейф вскрывался при помощи специально изготовленной для этого отмычки. То есть преступники подходили к своему делу достаточно профессионально. По понятным причинам руководство банка отказывается в таком случае от любой ответственности, не считая себя виновным в происках каких-то преступников.
После того как клиенты обращаются в суд, банк начинает доставить заранее приготовленные козыри. В защиту своего права финансовое учреждение демонстрирует договор, в котором прописано о том, что стороны согласились на аренду ячейки, а не на хранение ее содержимого. В этой связи юрист советуют гражданам изначально достаточно подробно изучать условия договоров, которые им предлагаются. По сути, банк предоставляет своим клиентам «металлический ящик», а исчезнувшая сумма известна лишь ее владельцу. В итоге людям еще и очень сложно доказать, что у них на самом деле украли столько, сколько они указали в своем исковом заявлении.
Законодательство РФ зачастую на стороне банков.
Павел Хлюстов предупреждает о том, что действующее российское законодательство на самом деле предоставляет банкам возможность заключать с клиентами договор аренды ячейки. Тем самым финансовые учреждения оберегают себя на случай пропажи ее содержимого. В некоторых случаях адвокатам все же удается доказать обратное, но это больше похоже на исключение из правил. Такого результата можно достигнуть только в том случае, если во время составления договора банк сам совершает ошибку и включает в него невыгодные для себя пункты. Для начала их еще и необходимо выявить путем детального изучения текста. К примеру, это может касаться необходимости предпринимать все возможные меры для сохранности ячейки. Если ее вскрыли отмычкой, то это означает, что банк не справился со своим обязательством.
Намного сложнее при этом всем доказать, сколько конкретно было украдено злоумышленниками из ячейки. В таком случае уже нельзя опираться на условия договора, ведь там не прописываются суммы и конкретные ценности. В итоге доверия к адвокатам нет, ведь они реально могут выдумывать факты. Из-за этого суд зачастую становится на сторону банка, который уверен том, что подобные иски ни в коем случае нельзя удовлетворять. Справедливости добиться еще можно в том случае, если ячейка как раз используется для осуществлении сделки. В таком случае важны показания свидетелей, которыми могут быть риелтор или покупатель. Если же гражданин просто хранил свои сбережения, то подача соответствующего иска с огромной долей вероятности может оказаться абсолютно бессмысленной. Правда, в данном случае еще необходимо обратить внимание на то, что суд будет учитывать рыночную стоимость квартиры. Именно этот фактор может сыграть решающую роль, а не цена, о которой договорились участники сделки.