В случае если бы президентский срок в России по-прежнему исчислялся бы четырьмя годами, то в эти дни стало бы известно имя нового президента РФ. О том, с какими итогами пришел бы к избирателям президент Путин, предположила «Независимая газета». С этим материалом знакомит издание «Биржевой лидер».
В преддверии выборов 2012 года Путин подготовил сразу три программных документа. Это были его статьи для СМИ, предвыборная программа на основе статей и майские указы в помощь реализации поставленных задач. Указы не были обычным набором тактических обещаний и мер, они, кроме прочего, стали реальным ограничителем для российской политики и правительственных инициатив. Президент фактически переподчинил себе министров, а те вынуждены любой ценой исполнять его поручения, ведь на другую деятельность их просто не хватает – от исполнения указов зависят их перспективы в качестве бюрократов.
Меж тем предвыборная программа, являясь популистским документом, все же точнее передает акценты. Там было обозначено, что в период 2000-2010 годов важнейшие проблемы страны были решены, а вот с бедностью, плохим климатом для предпринимательства, коррупцией, малоэффективной системой управления еще придется работать. Диагностика проблем прозвучала в статьях Путина. Эти труды нельзя рассматривать как руководство к действию, но по смыслу они являлись неким подобием стратегических инициатив, требующих подпитки в виде реальных результатов. То есть каким-либо из озвученных пунктов никто не гарантировал выполнения к определенным датам. Однако и отсутствие прогресса в исполнении планов парадоксально - проблемы президентом названы, озвучены приоритеты, а для прогресса мало четырех лет. То, что бедность растет, как и безработица, сокращается экономика, падают инвестиции, бюджеты регионов не справляются с обязанностями. Это означает, что задачи, если и выполняются, то излишне медленно. То есть к избирателю он с такими результатами выйти он бы не смог.
В мае прошлого года президент Путин указал, что в оценке выполнения своих указов не стоит делать упор на статистике, то есть смотреть не на число принятых решений и документов, планов и законов, а скорее по тому, насколько изменилась жизнь граждан, улучшились условия ведения бизнеса, произошли изменения в социальных отраслях. Год назад в правительстве сообщали, что выполнено 81,5 процента поручений, то есть там как раз отчитались по числу принятых решений и документов, а не узнали, насколько же изменилась жизнь граждан. А ведь достаточно очевидно, что изменения отрицательны. Этому нашлось подтверждение в виде открывшегося противостояния с Западом и падением цен на нефть, что дало в итоге новую реальность. Меж тем Путин до вступления в президентскую должность президента обещал, что намеченное будет выполнено независимо от цен на нефть. Впрочем, на статистику, которая работает против президента, есть социология, которая демонстрирует новую реальность с как никогда высокими рейтингами поддержки главы государства. Большинство граждан полагает, что обещания Путина выполняются, а те, кто так, возможно, и не считает, все равно готов голосовать только за него.
Что касается экспертного мнения, то, например, гендиректор Центра политинформации А. Мухин связывает неудачи с действиями правительства в условиях финансового кризиса в мире и действием санкций против России. Руководство страны, осторожничая, упустило некоторые возможности, которые появились в новых условиях. Впрочем, политолог Н. Петров напротив указывает на то, что в России наблюдаются и экономические и политические проблемы.
Мухин среди достижений за четырехлетку отмечает перезапуск системы военной модернизации, что позволило усилить политические и экономические позиции страны в мире. Это привело к озабоченности растущей ролью России в мире среди развитых стран западного мира, которые по этому поводу решили применить свои меры. Но Россия находится, и будет находиться среди государств, которые принимают геополитические решения. Все попытки разорвать российскую экономику привели только к ее усилению. Теперь к России как к потенциальному союзнику присматриваются Индия, латиноамериканские страны и отдельные ближневосточные режимы, как и Европа, которая разворачивается лицом к России, а все старания Соединенных Штатов этому помешать лишь усугубляют тенденцию.
Петров, между тем считает, что большинство положительных вещей «краткосрочны и скоропортящиеся». А вот присоединение Крыма в 2014-м стало моментом забвения долгосрочных и стратегических интересов в пользу сиюминутных и тактических. Он не сомневается, что тогда стратегически была совершена ошибка, а тот краткосрочный тактический выигрыш приходится оплачивать все дороже, и выход их тупика только предстоит отыскать.
В экономической программе Путина обещались стимулы для регионов в виде больших поступлений в бюджет от налогов, однако реальность показала, что доходы областных бюджетов уже в 2013 году достигли исторического минимума с 1995-го. Согласно недавним новостям Минфин желает забрать из регионов 23 процента поступлений от бензиновых акцизов. Относительно ЖКХ был обещан порядок и справедливая оплата, а теперь прямо на руку парламентской оппозиции растут тарифы, к которым добавились еще и отчисления на капремонт. А еще была заморожена накопительная часть пенсий. Среди лекарств огромные сложности с дефицитом дешевых препаратов. Проблемы не только с «технологичностью», но и просто с новыми рабочими местами. И еще многое другое, с чем Путин не смог бы выйти к избирателям.
Третий срок Путина: Обещаний было много, достижений мало
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.