Горячие Новости

Облако тегов

Печатный станок не поможет экономике России – Алексашенко

Печатный станок не поможет экономике России – Алексашенко
В правительственных кругах Российской Федерации идет активная дискуссия о необходимости кредитовать инвестпроекты компаний за счет Центрального банка. Такое решение приведет к новому разгону инфляции, тогда как основные проблемы останутся неразрешенными. Такое мнение в своей статье для РБК выразил Сергей Алексашенко, старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон).
 
Автор отмечает, что экономика России находится в критическом состоянии. Внешне цифры, пишет он, выглядят пока не очень страшно: 3,7 процента падения в 2015-м, в 2016-м и того меньше будет, а там и нефтяные котировки начнут расти, значит, и снижение прекратится. Однако, как подчеркивает эксперт, эти цифры не показывают резкого ухудшения качества экономики, в которой не создаются новые товары, в которой почти иссяк потенциал творческого развития, в которую отечественный бизнес не хочет инвестировать, а зарубежный тоже не желает инвестировать, так как отчетливо понимает политические риски.
 
Такое положение дел не нравится никому - ни системной оппозиции, ни несистемной, ни президенту, ни министру финансов, ни руководителю ФСБ, ни министру экономики. И вполне понятно желание многих аналитиков если не помочь, то хотя бы дать совет, что можно сделать, чтобы хоть немного оживить экономику. Советов озвучивается очень много, отмечает автор. Все чаще среди них можно услышать высказанные в различной форме предложения относительно использования для данной цели "печатного станка". Речь о том, чтобы Центробанк начал в существенных объемах кредитовать инвестпроекты предприятий и компаний под низкие проценты.
 
Алексашенко отмечает, что эти предложения не обладают какой-то новизной.  "Использование "печатного станка" на нужды власти, - пишет эксперт, - практикуется уже давно, почти с момента появления государств и возникновения денежных систем". Самыми известными формами такой политики были уменьшение содержания драгметаллов в монетах, чрезмерный выпуск бумажных денег в обращение, замена более ценных металлов на менее ценные. Полученные деньги власти пускали и на текущие нужды, и на разные инвестиционные проекты. Однако каждый раз такая политика приводила к одному результату - разгону инфляции, который часто сопровождался социальными взрывами.
 
В самых развитых странах по мере того, как человечество умнело и накапливало опыт, выкристаллизовывалась теория современных центробанков - госинститутов, которые наделены особым статусом, которые независимы в своей политике от законодательной и исполнительной властей, и первой задачей которых является стабильность цен. "В своем полном виде она сформировалась относительно недавно, в конце 1970-х, после развала мировой финсистемы, которая основывалась на применении золотого стандарта", - отмечает эксперт.
 
После ряда масштабных финкризисов в развивающихся государствах (Мексика в 1994–1995-м, Юго-Восточная Азия - 1997-м, РФ – 1998, Бразилия в 2000-м, Аргентина в 2002) концепция независимости центробанков стала универсальной. Это принесло плоды - в XXI веке очень сложно найти не только случаи гиперинфляции (которая в 20 веке захватила разные регионы мира), а и просто высокой инфляции. "Число государств, в которых за последние пятнадцать лет инфляция превышала тридцать процентов, меньше, нежели количество пальцев на 2-х руках", - отмечает эксперт. А стран, где высокая инфляция сохранялась более одного года, очень мало.
 
"В современном мире низкая инфляция стала нормой жизни", - отмечает Алексашенко. В 2015-м больше 50 процентов из 190 государств мира, экономики которых МВФ включает в свой обзор, имело инфляцию ниже 3 процентов. "Поэтому "почетное" седьмое место с конца, которое заняла РФ, наглядно демонстрирует, что с пониманием вреда высокой инфляции в этом государстве не все обстоит благополучно, а независимость Центробанка вряд ли является полноценной", - пишет автор.

Что дальше?

После кризиса в 1998-м российские власти, несмотря на громкие заявления, не придавали особого значения борьбе с ростом цен. На них, с одной стороны, давили госмонополии, требовавшие ежегодной индексации их тарифов и цен по схеме "инфляция плюс". А с другой – Министерство финансов очень хорошо понимало, что "сверхплановый" рост цен наращивает доходы госказны. Помимо этого, население хотя и называло увеличение цен самой болезненной экономической темой, никогда не было противником проинфляционной политики власти.
 
Но ведь любой бизнесмен скажет, что составление серьезного бизнес-плана на 5-7 лет оборачивается неудачей уже к 3-му году, если инфляция превышает пять процентов в год. Как утверждают статистики, в случае поднятия цен более чем на три процента в год, точность статпоказателей резко снижается. Поэтому цель подавления инфляции в Российской Федерации является одной из приоритетных - попытка обеспечить устойчивый рост экономики при высокой инфляции, это то же самое, что построить устойчивый дом при помощи резинового метра.
 
"Поэтому, - отмечает Алексашенко, - сама постановка вопроса, что нынешние проблемы экономики России можно решить благодаря денежной эмиссии, кажется смешной".
 
Почему же такая идея как использование эмиссии, в РФ активно поддерживается многими предпринимателями, экспертами, политиками и чиновниками? Как отмечает Алексашенко, "ответ находится на поверхности. Каждый, понимая последствия реализации такого рода идей, искренне надеется, что он будет в списке тех, кому такие кредиты дадут".
Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Италия
Италия
курс фунта
Курс фунта: графики

Екатерина Зеленко – единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран
Банки Азии
Банки Азии
Кривой Рог
Кривой Рог
Mazda CX-9
Mazda CX-9 – солидный кроссовер с характером спорткара