Процесс передачи лицензии принудительным образом для использования изобретения предусмотрен в поправках в Гражданский кодекс, инициаторами которых стали эксперты ФАС. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости России» журнала «Биржевой лидер» со ссылкой на «Ведомости». Таким образом, власти страны предусмотрели наказание за случаи злоупотреблением доминированием. По информации представителя службы, публикация проекта состоится в ближайшее время.
Нередко бывает так, что правообладатели отвечают отказом на предложения, касающиеся товаров социального направления (это, в частности, касается лекарств, медицинских изделий и так далее). Но, как сказано в тексте пояснительной записки, у государства нет полномочий вмешиваться в эту ситуацию. Поэтому в ФАС считают, что эта ситуация требует исправления, чтобы можно было продать лицензию после соответствующего решения суда в том случае, если владелец патента пойдет на ограничение производства и решит создать на рынке дефицит. Подать заявление в суд есть возможность у ФАС или компании с готовностью к производству товара, но который ранее отказали в продаже патента.
В ФАС, в свою очередь, считают, что в проекте нет никакого нарушения норм международного законодательства. В соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности предусмотрена возможность использования объекта патента, и для этого вовсе не обязательно получать согласие обладателя права, если это соответствует национальному законодательству члена ВТО.
Данная норма может касаться любого товара, чей производитель является монополистом. Соответствующего мнения придерживается заместитель председателя ФАС Сергей Пузыревский. Передача патентов станет возможной только тем компаниям, деятельность которых осуществляется на территории России. Кстати, Гражданский кодекс уже разрешает принудительную лицензию при условии, что в течении трех лет правообладатель не использовал собственное изобретение, но практика почти отсутствует. А в соответствии с новыми поправками, эта же норма расширяется, пояснил советник «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Гаврилов, принявший участие в обсуждении. В связи с этим проектом вводятся новые, ранее не существовавшие поводы – дефицит в пределах рынка и положение монополии. В случае согласия суда с такими требованиями выкуп лицензии, по словам Гаврилова, будет осуществляться в соответствии с рыночными условиями и в установленное время.
Возможность распространения антимонопольного регулирования на объекты интеллектуальной собственности в кабинетах чиновников обсуждается уже не первый год параллельно с так называемыми третьим и четвертым антимонопольными пакетами. После того как начались протесты бизнес-кругов, ФАС согласилась вычеркнуть нормы из поправок в закон о конкуренции. Однако ФАС Игорь Артемьев предупреждал о возможности службы предлагать подобные поправки.
Все предложения ФАС должны пройти широкое обсуждение в экспертных кругах, как утверждает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. При этом он акцентировал внимание на исключительности интеллектуального права, так как этот фактор играет основную роль в случае, если будет иметь место локализация инновационного наукоемкого производства в России. Соответствующее мнение высказала Александра Нестеренко, которая является президентом Объединения корпоративных юристов. Не стоит забывать о рисках совершенно непродуманных обвинений в адрес владельцев патента в связи с тем, что ими не производится достаточный объем продукции, либо же цена, по которой она продается, очень высокая.
Как пояснил Михаил Попов, занимающий должность юриста Ассоциации международных производителей медицинских изделий, ныне существующая формулировка относительно «недостаточного предложения необходимых товаров» очень уж расплывчатая. По словам эксперта, существует риск недобросовестного применения этого положения, что, в свою очередь, может обернуться снижением качества товаров, которые производятся согласно переданной лицензии.
А по утверждению руководителя Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимира Шипкова, принуждение к лицензии можно приравнять к рейдерству, так как это вовсе не является гарантией того, что цены будут снижены, но есть вероятность, что пострадавшим производители решат вывести оригинальные препараты с рынка и начнут предлагать новые технологии. Так или иначе, в несостоятельности этой идеи убедятся все. Принуждение к лицензии можно назвать принудительной терапией, когда государство лишено возможности оказать поддержку локальному производству и предоставить препараты для пациентов. Как заявил представитель одной из фармацевтических компаний, было бы более целесообразно обсудить с фармакологическими компаниями снижение цен, но таких дискуссий не было. Очевидно, что меры лоббируют российские предприятия, замечает он. «Иностранные производители не уйдут из Российской Федерации, но не станут выводить на рынок новые препараты», - полагает Глушков.