Банком России решено не понижать уровень ключевой ставки, которая составляет сейчас одиннадцать процентов годовых. Об этом 19 марта информирует «Биржевой лидер».
Такое решение принято во многом потому, что аналитики в Банке России не очень верят в процесс восстановления нефтяных рынков.
Они предлагают ориентироваться на среднегодовой показатель цены нефти в тридцать американских долларов за баррель. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что все же главная неопределенность, не позволяющая Центробанку Российской Федерации (ЦБ РФ) уменьшать ставку, есть не столько низкая цена на «черное золото», сколько нерешенность вопросов про будущий бюджетный дефицит: де-факто понижать ключевую ставку главе ЦБ Эльвире Набиуллиной препятствует отсутствие ясности касательно нового бюджета на текущий год и договоренностей про бюджетную политику на 2017–2019 годы.
К тому же в течение ближайшего месяца ставка по кредитам может устремиться вниз и без ее изменения Центробанком – из-за трат Министерством финансов Резервного фонда. В силу всех этих причин Советом директоров в Банке России оставлена 18 марта без изменений ключевая ставка вместе со стоимостью инструментов рефинансирования.
Решение ЦБ о сохранении ставки в 11% было само по себе более или менее предсказуемое.
В середине марта Федеральная резервная система (ФРС) Соединенных Штатов сохранила свой прежний уровень ставки, а Европейский Центробанк (ЕЦБ) обнулил ставку евро с расширением в Евросозе того, что принято называть «количественным смягчением». Эти внешние факторы избавляли руководство ЦБ РФ от необходимости поиска дополнительных аргументов. 18 марта Эльвире Набиуллиной было достаточно сослаться на повышение международных рисков, чтобы не прибегать к объяснениям, по каким причинам в марте текущего года ставка неизменной останется.
Но объяснения Набиуллиной все же последовали вкупе с новым докладом про денежно-кредитную политику (ДКП), и были они сложными и интересными. Хотя прямо Банком России, разумеется, не утверждалось такое, большую роль в оставлении ставки на прежнем уровне сыграла впервые неопределенность касательно будущих действий правительства в финансовой сфере.
Следует напомнить, что ЦБ РФ и в январе нынешнего года решался на сохранение ключевой ставки в 11%. Тогда это объяснялось риском ускорения ценового роста и соображениями об отклонении инфляционных темпов от целей в конце будущего года. ЦБ в этой связи объявил, что при усилении инфляционного риска не исключает он и ужесточения ДКП.
В заявлении руководителя ЦБ 18 марта изменение в настроениях коллег из ЕЦБ и ФРС не упоминалось почти – мало того, ряд причин констатировался, которые в иной ситуации делали бы понижение ставки полностью неизбежным. Эльвирой Набиуллиной было сделано признание, что темпы инфляции в январе и феврале текущего года быстрее понижались, чем прогнозировалось Центробанком ранее (как известно, основной стратегической целью ДКП ЦБ есть в данный момент устойчивое понижение инфляции к декабрю 2017 года до четырех процентов годовых). В тексте доклада о ДКП даются оценки, которые показывают немалую вероятность уменьшения темпа спада инвестиций во второй половине 2016 года. Дескать, в целом реагирование экономики России на очередные витки снижения нефтяных цен в начале текущего года, по оценкам, будет меньше существенно, чем в минувшем году.
По существу, Центробаном России называются две главные причины, согласно которым не готов он снижать именно теперь ставку. Первая заключается в том, что ЦБ РФ не верит категорически в восстановление в нынешнем году цен на нефть. Риск конъюнктуры считают в ЦБ асимметричным и полагают, что существуют основания для расчета даже рисковых сценариев со среднегодовой ценой «черного золота» около 25 долларов за один баррель. Общеизвестно, что 18 марта нефтяная марка Brent была на уровне не менее 40 долларов США за баррель, а Минэкономики РФ, узнав про публикацию доклада Центробанком РФ, заявило о малой вероятности реализации сценария в «30 долларов за один баррель». Похоже, это ведомство во главе с Алексеем Улюкаевым настаивает на диапазоне от 35 до 40 долларов за баррель.
Второй причиной, вызвавшей отказ ЦБ снизить ставку, является отсутствие того или иного решения в области бюджетной политики. Последнее обстоятельство увеличивает резко неопределенность тех условий, в которых будет Банк России работать в ходе следующих месяцев. Госпожа Набиуллина в собственном заявлении подтвердила предположения из доклада о денежно-кредитной политике, что в ближайшие недели и месяцы дефицит структурный ликвидности (в данной ситуации выступают банки нетто-заемщиками у ЦБ – главным образом на аукционах с РЕПО) грозит сменить состояние структурного профицита – и Банк России вынужден будет прибегать к изыманию избыточной ликвидности в ходе проведения депозитных аукционов. Причинами происходящего есть активная трата средств в Резервном фонде и притоки рублей из бюджета в банковскую российскую систему.
На практике может это означать, что ставка по кредитам в рублях при «сменах знаков» по ликвидности вынуждена будет вниз пойти без уменьшения Центробанком ключевой ставки. Что-либо особенно обнадеживающее, впрочем, в данной картине не присутствует. Проблема, на которую натолкнулся ЦБ РФ, – это затягивающаяся по времени адаптация в бюджетной политике к изменившимся условиям макроэкономики. В некотором приближении и упрощении Набиуллина склонна считать, что совет директоров ЦБ для принятия обоснованных решений о снижении ключевой ставки должен иметь достоверные необходимые сведения по проектируемому бюджетному дефициту на 2016 год (а также, по возможности, на период 2017-2018 года) – их же у ЦБ вовсе нет, так как нет их и в Кремле, и в Белом доме.
Почему Россия не снизила ключевую ставку?
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.