«Черное золото» остается определяющим фактором для курса российской нацвалюты, полагают опрошенные РБК аналитики, однако степень влияния стоимости Brent ими оценивается по-разному. «Российская нацвалюта сейчас почти в полной мере зависит от нефтяной цены.
Такие факторы, как сделки крупных участников рынка, заявления финансовых властей, налоговые выплаты, влияют только на краткосрочный курс валют», - отмечает Владимир Тихомиров, главный экономист БКС. В нынешней ситуации, когда для России внешний рынок по большому счету продолжает оставаться закрытым, нефтяные котировки являются определяющим фактором для курса российской нацвалюты, соглашается Максим Петроневич из Газпромбанка. «Технически фактор нефтяных котировок – это единственный значимый фактор для среднемесячной динамики нацвалюты на протяжении последних 6 месяцев», - уверен эксперт.
Владимир Пантюшин из Sberbank CIB оценивает уровень корреляции между нефтяной ценой и курсом рубля в 70–95 процентов. «Данная зависимость усиливается во время низких нефтяных котировок, которая сопровождается довольно высокой волатильностью на рынке. «К примеру, когда в начале года «черное золото» опускалось ниже 30 долларов, корреляция между нефтью и курсом рубля достигала 100 процентов», - напоминает аналитик.
Начало 2016-го ознаменовалось новым этапом девальвации российской валюты. Если на конец декабря американская валюта торговалась на уровне 73,1 рубля, то уже к середине января ее цена поднялась к 80 рублям. Исторический рекорд был побит 21 января. Тогда курс доллара на бирже в Москве преодолел показатель в 82 рубля. а на максимуме достигал даже 85 рублей. Этому предшествовали падение фондовых индексов в КНР и снижение нефтяных цен: в январе баррель Brent опускался до отметки в 28,2 доллара.
Однако текущую корреляцию между стоимостью барреля и курсом рубля Олег Кузьмин из «Ренессанс Капитала» оценивает примерно в пятьдесят процентов. «В конце 2014-го она была выше, приближаясь к 100 процентов, поскольку для наших корпоративных заемщиков закрылись рынки на Западе. Компаниям пришлось выплачивать долгосрочный долг и кредиты, взятые на короткие сроки», - отмечает он. Однако в прошлогоднем октябре ситуация опять изменилась: компании закончили выплачивать краткосрочный внешний долг, остались длинные долги, и зависимость курса российской нацвалюты от нефтяных котировок опять вернулась к 50 процентам, подчеркивает аналитик.
Существенное влияние на курс рубля оказывает состояние российского торгового баланса (разница между импортом и экспортом), а также приток/отток капитала. «Как только нефтяные цены начинают падать, у РФ начинает снижаться экспортная выручка. Это ухудшает состояние ее торгового баланса. Такое наблюдалось в конце 2014-го», - отмечает Пантюшин.
«Изменение цены нефти на десять процентов, или на 4 доллара, способствует росту либо уменьшению валютной выручки государства примерно на 12–15 миллиардов долларов», - наводит пример Петроневич. В таком случае при сохранении прежних объемов импорта (в 2015-м 230 миллиардов долларов) изменение курса российской нацвалюты против доллара, согласно расчетам эксперта, может составить 5–6 процентов. «Эта конструкция работает хорошо последние 6 месяцев», - подчеркивает он. Согласно оценкам аналитика, в настоящее время изменение цены барреля на один доллар ведет к изменению курса доллара в рублях на семьдесят копеек.
Внешние долги.
Большие выплаты по внешним долгам являются одной из причин девальвации российской валюты в декабре 2014-го, полагает Тихомиров. Однако сейчас, согласно словам эксперта, влияние данного фактора не сильно велико, так как график предстоящих выплат ровный.
В свою очередь, Максим Петроневич отмечает, что в 2014–2015-х компании были вынуждены полностью гасить краткосрочные внешние долги, которые в обычных условиях рефинансируются. «Некоторые участники скупали валюту впрок, чтобы обеспечить выплаты по внешним долгам в условиях закрытого внешнего рынка и неопределенности», - подчеркивает аналитик. Согласно его оценкам, выплаты внешнего долга сократились в 3-4 раза против пиковых значений в 4-м квартале 2014-го
Согласно данным российского ЦБ, в 2015-м внешний долг России снизился на 14 процентов — с 599 миллиардов долларов до 515,3 миллиарда долларов. На начало 2014-го его размер составлял 728,8 миллиарда долларов. Внешняя задолженность компаний в 2015-м сократилась на 35 миллиардов долларов, составив на 1 января 2016-го 340,6 миллиарда долларов. В 2016-м российским компаниям нужно выплатить 50–55 миллиардов долларов внешнего долга.
В 2015-м чистый вывоз капитала частным сектором составил 56,9 миллиарда долларов против 153 миллиардов в 2014-м. «Согласно нашим предположениям, выплаты по внешнему долгу пройдут достаточно спокойно. Сальдо текущего счета и экспортные поступления, естественно, снизятся на фоне более низких нефтяных цен: в базовом прогнозе до 40 миллиардов долларов в 2016-м, или 4,1 процента ВВП. Потом они плавно будут увеличиваться - до 50 миллиардов долларов в 2018-м. Однако при этом мы не будем наблюдать большого оттока капитала. В базовом сценарии он составит около 40 миллиардов долларов в 2016-м, затем незначительно увеличится», — сказала на прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Автор: Екатерина Кравец