Согласно итогам исполнения бюджета Российской Федерации в январе-феврале текущего года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила всего 37,4 процента (данные Министерства финансов). Это самый низкий уровень нефтегазовых доходов с августа 2009-го, если смотреть на помесячные данные Федерального казначейства и Министерства финансов, сообщает РБК.
В первом месяце текущего года доля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета была еще ниже – 34 процента. Однако январь в данном смысле не показателен, поскольку в этом месяце всегда нефтегазовые доходы меньше. Много нерабочих дней в связи с праздниками, объясняет Александра Суслина, аналитик Экономической экспертной группы. Помимо этого в первом месяце бюджет получает разовые доходы от размещения средств суверенных фондов и, возможно, часть прибыли Центробанка, добавляет Андрей Чернявский, научный сотрудник Центра развития ВШЭ. В феврале такой эффект, как правило, сходит на нет, отмечает аналитик.
Нефтегазовые доходы, складывающиеся из НДПИ на углеводородное сырье и экспортных пошлин на сырую нефть, нефтепродукты и газ, в январе и феврале текущего года снизились на 34,3 процента против аналогичного прошлогоднего периода (до 687,7 миллиарда рублей), а нефнефтегазовые доходы – всего лишь на 6,5 процента (до 1,15 триллиона).
Как поясняет Министерство финансов в своем отчете, направленном в нынешнем месяце в Государственную думу, «ставки на январь и февраль 2016-го по нефтегазовым доходам были рассчитаны исходя из нефтяных цен за период с конца прошлогоднего ноября по январь 2016-го, которые составили 33–36 доллара за баррель». За январь и февраль «черное золото» опустилось еще ниже: в среднем цена барреля Urals, согласно данным Министерства финансов, составила 29,7 доллара.
За минувший год нефтегазовые доходы составляли 43 процента от общих бюджетных доходов, а на 2016-й правительство запланировало 44 процента. Однако впереди несколько лет невысоких нефтяных котировок - в пределах 50 долларов за баррель максимум, полагает Суслина, в связи с этим доля нефтегазовых доходов в нынешнем году будет ниже, нежели в прошлом. «Раньше 70 процентов бюджета составлял доход от экспорта углеводородов, сейчас же 45 процентов, значит, мы без этого можем себя кормить. Нужно меняться и пользоваться сложившейся ситуацией», - заявлял глава правительства в начале прошлого месяца. На самом же деле данные Министерства финансов свидетельствуют о том, что нефтегазовые доходы достигали свого пика в 2014-м на уровне 51,3 процента и их доля с 2009-го поступательно росла.
Что дальше?
Обратная сторона уменьшения нефтегазовых поступлений – наращивание роли нефтегазовых доходов. В сложившейся ситуации правительство будет рассматривать разные возможности по увеличению доходной части бюджета, отмечает Чернявский, хотя увеличение налоговой нагрузки может более замедлить экономику. Было принято решение относительно второго за год повышения акцизов на бензин, причем часть доходов от топливных акцизов (23 процента) Министерство финансов предлагает направлять в федеральный бюджет (в настоящее время доходы от акцизов на бензин идут в региональные бюджеты). Согласно расчетам ведомства, такого рода перераспределение с мая месяца могло бы прибавить федеральному бюджету в нынешнем году дополнительные 68,5 миллиарда рублей. Помимо этого, в правительстве обсуждается вопрос введения акциза на «вредные» продукты, к примеру, на пальмовое масло. Министерство финансов еще не дало ответа касательно целесообразности введения такого рода акцизов, сказал РБК чиновник из финансово-экономического блока.
В настоящее время в федеральный бюджет поступает 50-100 процентов доходов от акцизов на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, легковые автомобили, табак и все ввозимые в Россию подакцизные товары. Это следует из Бюджетного кодекса. В конце 2014-го президент России запретил поднимать налоги на бизнес до 2018 года. И хотя формально мораторий исполняется, однако в правительстве время от времени обсуждают возможность дополнительных налоговых сборов. К примеру, в конце минувшего года была введена спровоцировавшая массовые протестные акции водителей большегрузов плата за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам, а в начале нынешнего года правительство установило утилизационный сбор для сельскохозяйственной и другой самоходной техники, что подняло цены и приостановило поставки сельскохозяйственной техники аграриям накануне посевной кампании.
«Первый рефлекс - изыскать определенные резервы, то есть оставить расходы на прежнем уровне благодаря мобилизации новых источников дохода. Однако так не бывает. Дыры в бюджете будут закрыты чьими-то средствами, и эти кто-то ощутят это на себе», - рассуждает Виталий Казаков, руководитель программы «Экономика энергетики» в РЭШ. Еще один вариант заключается в создании новых источников дохода. «Этот вариант займет достаточно много времени. Более того, учитывая, что до настоящего времени в Российской Федерации отсутствовало понимание важности движения в данном направлении, скорых результатов ожидать не следует», - подчеркивает эксперт.
Отметим, согласно итогам исполнения бюджета Российской Федерации в январе-феврале текущего года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила всего 37,4 процента.
Автор: Екатерина Кравец