Как сообщает информресурс «Росбалт», на территории РФ имеется ряд проблем в области образования. Многие традиции советской школы в настоящее время забыты. Невзирая на то, что наработки российской педагогики в области математики весьма сильно интересуют Европу, делиться с нею, скорее всего, будет некому.
Как отмечает Олег Смолин из думского комитета, ведающего вопросами образовательной политики, в мире математическая школа, появившаяся еще во времена Советского Союза, считается одной из самых лучших. По его словам, 70 процентов математиков, работающих в Соединенных Штатах, являются выходцами из бывшего СССР.
При этом, по его мнению, в настоящее время картина складывается далеко не радостная – в стране осталось всего несколько специализированных математических школ, функционирующих при крупных высших учебных заведениях. Имеется определенный прогресс в организации предуниверситетского образования. В то же время вообще количество школ с углубленным изучением той или иной дисциплины заметно сократилось. Кроме того, введенный в действие нормативный акт регламентирующий образовательную деятельность, запретил особое финансирование гимназий и лицеев, в которых уровень образования был намного лучше, чем в среднем по стране, указывает Смолин. В настоящее время средние учебные заведения, в которых обучали талантливых ребят, стали финансироваться на общих основаниях, указывает он.
Европейцам необходимо было бы в первую очередь заинтересоваться методикой обучения, существовавшей в советские времена, так как современная российская школа — это лишь ее бледное подобие. В то же время эксперт уверен, что и российскому образованию следовало бы обратиться к истокам. Это обусловлено тем, что в стране сейчас имеется суровый дефицит представителей точных наук.
Как полагает господин Смолин, в первую очередь в средних учебных заведениях необходимо создать творческую атмосферу. Но в нынешних условиях сделать это практически невозможно. Образовательная система слишком забюрократизирована. Педагоги сейчас лишены возможности нормально трудиться, а развитие личности ребенка оказалось на последнем месте в перечне приоритетов. Депутат Госдумы отмечает, что формально Минобразования право, когда придерживается политики равного распределения финансирования. Однако необходимо обеспечить не равенство материального обеспечения, а возможность получать специализированное, обусловленное наклонностями каждого конкретного ребенка обучение. Но такая проблема, судя по всему, не ставится перед современной российской школой.
Сокращение финансирования спецшкол приведет к большим проблемам.
В большей мере с господином Смолиным соглашается и Елена Седова из теоретического Центра математического обучения. По ее мнению, дефицит представителей точных дисциплин в стране, совершенно однозначно, имеется. В то же время профильное ведомство фактически ничего не делает, подчеркивает она. После того как финансирование специализированных школ было уравнено с обычными учебными среднеобразовательными учреждениями, им следовало бы оказать помощь в привлечении средств от меценатов. Одного учительского энтузиазма здесь явно не хватит, отмечает она.
При этом она указала, что проблемы с преподаванием математики в начальной школе порождают в дальнейшем новые, уже в выпускных классах. Недоработку на первых этапах обучения, как правило, крайне трудно ликвидировать на завершающей стадии, указывает госпожа Седова. По советским стандартам на математику выделяли по 7 часов еженедельно. Сейчас не более 4-х. В то же время, к примеру, в лидирующих по этому показателю странах математике уделяется гораздо больше внимания.
Кроме того, в СССР существовал также и дополнительный отбор одаренных детей, для этого устраивались профильные олимпиады. Победителей, как правило, устраивали в специальные школы. В настоящее время все это пущено на самотек.
Как полагает Евгений Бунимович, главред двух специализированных изданий, освещающих преподавание математики в средних учебных заведениях, традиции работы с талантливыми детьми появились в 30-х годах прошлого столетия. В те времена немало учащихся ВУЗов и аспирантур тратили много времени на популяризацию математики среди школьников.
Впоследствии это движение энтузиастов было оформлено в различные кружки, спецшколы. Только много лет спустя государство начало систематизировать подходы. Именно в тот период появился, в частности, в Москве Центр непрерывного обучения математике.
В числе прочего эксперт усомнился в том, что европейцам удастся перенести методики советской математической школы на свою почву. По его словам, они не представляют никакой ценности вне традиций. Важно в первую очередь обеспечить привлечение талантливых детей, полагает он.
По словам эксперта, власти страны, в принципе, декларируют поддержку образовательным программам. В частности, в указе главы Российского государства о реализации госполитики в образовательной сфере математике посвящено достаточно много места. Из этого можно сделать вывод, что власти осознают всю величину проблемы, указывает он. Финансирование развития математики обходится в достаточно скромные суммы. В то же время еще есть достаточно много талантливых математиков, которые признаны во всем мире.
Минобразования в целом придерживается практики усреднения всей вверенной ему отрасли. В итоге больше всего страдают специализированные учебные заведения. В этой ситуации есть риск растерять уникальные педагогические кадры, привыкшие работать с одаренными учениками. В итоге может быть окончательно разрушена вся система спецобразования, указывает Бунимович.