«Поворот Российской Федерации к Азии уже практически состоялся», - полагают авторы доклада дискуссионного клуба «Валдай», получившего название «К Великому океану – 4: поворот на Восток. Предварительные итоги и новые задачи». Он будет обсуждаться в ходе китайско-российской конференции в Шанхае, которая начинается сегодня 25 марта.
Как отмечают авторы доклада, в начале поворот Российской Федерации в сторону Востока рассматривался всеми сторонами как способ активизации экономического взаимодействия, однако со временем в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) начал формироваться «запрос на РФ». Объясняется он тем, что в регионе, даже несмотря на рост экономического взаимодействия между государствами, не создается доверительная атмосфера, продолжается гонка вооружений. Япония, Индия, Южная Корея и Китайская Народная Республика в 2014-м обеспечили двадцать процентов мировых военных расходов. Увеличиваются и китайско-американские противоречия, а средние и малые азиатские государства хотят избавиться от односторонней ориентации на Соединенные Штаты или КНР. Что касается Российской Федерации, то у нее уникальное положение: она дружественна КНР. Сотрудничество иных государств с Россией не воспринимается как угроза интересам Китая.
Однако в Российской Федерации пока на «запрос» не отвечают, отмечают авторы доклада: хотя присутствие азиатской стороны во внешнеполитической повестке Кремля возросло, развитие системного взаимодействия с партнерами проходит неравномерно. Это, согласно мнению составителей документа, подтверждает уменьшение количества инициатив со стороны России в АТЭС после того, как в 2012-м был проведен саммит во Владивостоке. Также не на руку Российской Федерации сыграл пропуск некоторых из восточных саммитов президентом страны Владимиром Путиным. «В Азии такого рода поведение считают сигналом того, что Кремль не рассматривает площадки в качестве приоритетных», – отмечается в докладе. В ходе последнего саммита АТЭС, который прошел в минувшем году, российскую сторону представлял глава правительства Дмитрий Медведев.
Нужно менять стратегию.
«РФ несколько лет пыталась добиться членства в Восточно-азиатском экономическом сотрудничестве, но только в 2014-м подняла уровень своего представительства до уровня премьер-министра», – приводят авторы документа еще один пример.
Для успеха «поворота в сторону Востока» было крайне важно личное участие российского президента, однако этим основным ресурсом РФ распоряжалась очень неумело, подчеркивает в обзоре «Поворот в никуда» Александр Габуев, являющийся руководителем программы Московского Центра.
Первый промах, согласно мнению Габуева, произошел в прошлогоднем сентябре во Владивостоке в ходе 1-го Восточного саммита, который задумывался как ключевая площадка для продвижения проектов на Дальнем Востоке и в Сибири для азиатских инвесторов: в связи с аппаратными конфликтами у российского президента в последний момент отменилась встреча с крупнейшими предпринимателями АТР. Второй промах случился, когда он принял решение не ехать и на Восточноазиатский саммит, и на саммит АТЭС.
Российская Федерация рассматривает поворот в сторону Востока как способ развития собственных регионов, отмечают авторы вышеупомянутого доклада. Тем более что у регионов государства есть определенные преимущества: на Дальнем Востоке и в Сибири можно производить продукцию, для которой требуется много энергии и воды. Однако, чтобы Томск, Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре или Красноярск стали региональными центрами, необходимо не просто создавать там научно-промышленные кластеры, а и определять, для каких рынков и что именно они должны производить, поскольку без специализации им будет трудно конкурировать с азиатскими государствами, которые уже стали промцентрами.
Помимо этого, также необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Существующие транспортные артерии не отвечают потребностям для развития российского Зауралья, а составленные ранее планы их развития уже устарели. Требуется создание вертикальной сетки дорог с севера на юг для того, чтобы связать Российскую Федерацию с Индией и иными государствами к югу. Выполнению данной задачи может способствовать заявленное представителями власти сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса шелкового пути.
Ставка на появление в регионе территорий опережающего развития еще пока не срабатывает. Более того, она вообще может не сработать, полагают эксперты «Валдая». Разработка их концепции осуществлялась в иных условиях, а в настоящее время внешняя среда сильно изменилась, а расчет на огромный приток инвестиций не оправдался. В настоящее время в ТОРах зарегистрирован лишь один иностранный резидент. Стратегию на привлечение крупнейших игроков необходимо менять, советуют аналитики. «Недостаточно просто объявить остров Русский особой территорией, нужно, чтобы следовали меры по переосмыслению развития экономики региона, нужно ее сделать территорией экономической свободы, убрать ограничения на приход инвесторов, вести довольно жесткую борьбу с коррупцией, прислушаться к предложению премьера и перенести туда офисы государственных корпораций», - советуют эксперты.
Автор: Екатерина Кравец