Обвиняемые в убийстве российского политика Бориса Немцова в настоящее время знакомятся с материалами дела. Если со стороны защиты процедура ознакомления будет затягиваться, то, как полагает Следственный комитет РФ, суд над вероятными виновными в преступлении начнется в июле этого года. С ситуацией вокруг расследования дела об убийстве Немцова знакомит издание «Биржевой лидер».
Источник в правоохранительных органах сообщил «Росбалту», что СКР предполагает, что обвиняемые и их защитники завершат ознакомление с материалами к концу апреля или в начале мая. В случае затягивания процесса ознакомления с документами, следствие обратиться в суд с целью ограничения срока ознакомления с материалами фигурантами расследования до конца мая. Тогда в июне обвинительное заключение отправится в Генпрокуратуру на утверждение, а судебные слушания начнутся в июле.
Среди обвиняемых пять человек, а материалы по Р. Мухудинову и группе неустановленных лиц выделены в отдельное расследование. При этом известно, что как раз Мухудинова следствие считает заказчиком преступления, что многими наблюдателями, и в том числе потерпевшей стороной, поставлено под сомнение, поскольку этот человек являл водителем для других фигурантов, подвозил обвиняемых в совершении преступления. Это само по себе выглядит странным, поскольку выходит, что Мухудинов выступал заказчиком, организатором, а еще и водителем, тогда как других соучастников вполне хватало. Пострадавшая сторона считает, что следствие пытается выставить заказчиком не того человека, а на самом деле заказчики преступления пока остаются в тени и расследованием всех обстоятельств дела следует заниматься и дальше, вплоть до того, чтобы допросить и лидера Чечни Р. Кадырова, поскольку часть обвиняемых служила в структуре МВД Чечни.
Вместе с тем «Росбалту» удалось узнать, что следствие интересовалось в рамках расследования личностями подозреваемых, которые служили в батальоне «Север». В частности, о них расспрашивали действующих бойцов этого подразделения. Ранее одной из версий следствия рассматривалась поддержка Немцовым сотрудников французского журнала «Шарли Эбдо», которые пострадали от налета исламских экстремистов, и в этой связи якобы пострадал и сам Немцов от действий возмущенных чеченцев. Известно, что художники, работавшие на журнал, в числе прочих многочисленных карикатур задевали тему ислама и пророка Мухаммеда. Потом, правда, выяснилось, что покушение на Немцова стало готовиться с сентября 2014 года, то есть задолго до теракта в Париже и потому в качестве версии для убийства Немцова ее рассматривать нельзя. Тогда следствие, не желая отходить от линии обид чеченцев на высказывания Немцова, предположило, что политик оскорбил чеченцев своими высказываниями о мусульманах.
В этой связи следователи общаясь с представителями батальона «Север», задавали им вопросы относительно того, обсуждалась ли в их среде тема расстрела редакции французского издания, насколько военнослужащие религиозны, были ли задеты их религиозные чувства словами Немцова. Как удалось выяснить «Росбалту», следствие получило характеристики по нескольким основным фигурантам расследования фигурантов расследования. При этом оказалось, что Б. Шаванов, которого в ходе расследования стали подозревать в непосредственном совершении покушения на Немцова, никогда не являлся бойцом «Севера». Как известно Шаванов погиб во время попытки его задержания на территории Чечни при неоднозначных обстоятельствах. При этом следствие располагает признательными показаниями З. Дадаева и А. Губашева, что именно они непосредственно совершили покушение на политика, однако позднее они от своих слов отказались, заявив, что давали показания под давлением правоохранителей.
Так вот Шаванов служил, как выяснилось, в чеченском полку по охране объектов нефтегазового комплекса, но 16 февраля прошлого года, то есть незадолго до убийства Немцова, уволился, сославшись на состояние здоровья. Со слов тех, с кем он был знаком и его родственников, Шаванов до появления в Москве не был знаком ни с кем из фигурантов дела, кроме Дадаева. Согласно характеристике полученной с места его бывшей службы он был исполнительным полицейским, но не примечательным, наград не получил. А вот один из основных фигурантов дела Дадаев на службе отличился. Однако следствию пришлось значительное время подождать, чтобы получить материалы его личного дела. Вначале документы пришли по нему из архива внутренних войск, и только затем копия пришла и из батальона «Север». В его характеристике отмечалось, что он был одним из лучших бойцов, принимал участие в ряде важных спецопераций, получил награду за мужество, медаль за слуги перед Чечней, личную благодарность от Р. Кадырова.
В декабре 2014 года во время спецоперации в Грозном против боевиков Дадаев получил контузию и в декабре 2014 года написал рапорт на увольнение. Приказ об его увольнении был подписан 28 февраля, то есть практически сразу на следующий день после смерти Немцова, а 1 марта его фамилию удалили из списка батальона. По еще одному бывшему служащему батальона – экс-командиру роты Р. Геремееву характеристика поступила только от главы Шалинского района, где он проживал. Геремеева охарактеризовали как отличного семьянина, отца, и человека который всегда был готов помочь нуждающимся, а также активного участника общественной жизни района.
Суд над убийцами Немцова начнется в июле – СМИ
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.