Первые данные расшифровки бортовых самописцев дают экспертам представление о возможных причинах падения самолета в Ростове-на-Дону. Одной из вероятных причин профильные специалисты называют ошибку экипажа. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсант».
Ссылаясь на данные источника, близкого к процессу расследования, журналисты пишут, что расшифровка бортовых самописцев упавшего Боинга 737-800 компании Flydubai, который разбился в аэропорту Ростова-на-Дону, выдвинула на первое место одну гипотезу. Речь идет об ошибка пилотов, которые в попытке поднять самолет после совершенных неудачных попыток зайти на посадку, видимо, слишком высоко задрали нос машины. В результате самолет потерял скорость и начал сваливаться.
«Черные ящики» рассказали экспертам, что в кабине пилота самолета непосредственно перед аварией между пилотами возник конфликт. На записях четко слышно, как напарник пилота кричит человеку за штурвалом «Куда летишь? Стоять!». Тем не менее все попытки напарника избежать непоправимого, «перетянув» штурвал на себя, привели только к ухудшению ситуации. Эта информация стала известна следствию после расшифровки данных речевого и параметрического бортовых самописцев Boeing.
В настоящее время следствию известно обо всех обстоятельствах последнего полета упавшего самолета, по данным «черных ящиков» экспертам удалось восстановить все события, предшествующие катастрофе. Оказалось, что ранним утром 19 марта, при повторной попытке приземлиться в аэропорту, пилоты вынуждены были отказаться от приземления. Обе попытки приземлиться экипаж совершал с помощью автоматического режима, неизменно посадка не удавалась по причине плохих погодных условий.
Шквалистый ветер, который постоянно менял направления, создавал противодействие в работе так называемого автомата тяги самолета Боинг, который отвечает за движение самолета по заданной траектории движения или подъема в процессе использования автопилота. С учетом плохих погодных условий на очередной круг посадки экипаж решил заходить в ручном режиме. На расстоянии 270 метров от земли и около 6 километров от взлетно-посадочной полосы, один из пилотов нажал клавишу TOGA (Take off. Go around). Эта клавиша задает самолету команду ухода на второй круг.
После этой команды экипаж отключил автопилот и взял управление самолетом на себя. Очередная попытка захода на посадку предусматривала самостоятельную задачу пилотами угла наклона носа самолета, ориентиром при которой служили директорные стрелки на приборе. Эксперты полагают, что именно на этом этапе экипаж совершил ошибку, которая и привела к падению самолета.
Согласно гипотезе специалистов, пилоты не приняли во внимание специфику перехода самолета Boeing 737 в режим набора высоты из режима посадки. В процессе захода на полосу с использованием автопилота самолет находится в довольно сложном положении. Руль высоты отклонен в режим пикирования, при этом хвостовой стабилизатор задирает нос машины, работая в противоположном направлении. В случае ухода на второй круг посадки в автоматическом режиме бортовой компьютер плавно меняет положение всех рулей.
Однако если речь идет о посадке в ручном режиме нередко пилот инстинктивно тянет штурвал на себя, в результате руль и стабилизатор переходят в режим набора высоты. Закрылки, которые убираются после нажатия клавиши TOGA, только усиливают кабрирующий момент. В конечном итоге вместо плавного набора высоты самолет резко устремляется вверх, как истребитель. Эксперты убеждены, что именно такая ситуация имела место перед катастрофой пассажирского лайнера.
Человеческий фактор стал причиной человеческих жертв.
Специалисты допускают, что пилоты самолета Flydubai по причине усталости или элементарного отсутствия опыта самопроизвольный маневр самолета могли вовремя не заметить. В процессе стремительного снижения скорости самолета, который вышел на закритические углы атаки, внутри кабины возник конфликт между пилотами. Управляющий летчик в процессе подъема предпринял попытку набрать скорость с помощью режима работы двигателя до взлетного. При этом его напарник был уверен, что в первую очередь необходимо опустить нос самолета.
Второй пилот пытался образумить партнера криками, одновременно отталкивая от себя свой штурвал, чтобы прекратить набор высоты. Специалисты утверждают, что в результате управление самолетом разорвалось. Бортовой компьютер самолета начал получать сигналы от всех совершаемых пилотами манипуляций. В штатном режиме штурвал работает синхронно, разные электрические импульсы изначально не предусматривались.
Согласовать свои действия экипажу удалось только тогда, когда оба пилота почувствовали наличие сильных перегрузок. Это ощущение можно сравнить с тем, как чувствует себя человек внутри кабины падающего лифта. Тем не менее, ко времени, когда пилоты начали действовать сообща, изменить ситуацию к лучшему было уже невозможно. В результате совершенных ошибок неуправляемый самолет, на борту которого находились 62 человека, под углом 45 градусов и на скорости 325 километров в час несся к земле.
Расшифровка бортовых самописцев показывает, что на протяжении нескольких секунд перед столкновением самолета с землей оба пилота кричали от ужаса и отчаяния. Специалисты пока не могут распознать по записям переговоров в кабине, какой пилот совершил роковую ошибку. В последнем диалоге пилоты не упоминают должностей или имен, идентификация усложняется также тем, что тембры голосов авиаторов оказались на удивление похожими. При расшифровке «черных ящиков» у специалистов даже сложилось впечатление, что разговор ведет один человек. Для идентификации членов экипажа по голосу на аудиозаписи следователи планируют привлечь людей, которые близко знали летчиков – коллег, знакомых или даже родственников.