Заявление официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина о незаконности приватизации корпорации ЮКОС в 1996 году ставит под вопрос вообще все приватизационные процессы в России в 90-х годах прошлого века, пишет в редакционной статье российское издание "Ведомости".
Не вызывает сомнений, что этим заявлением Кремль пытается минимизировать издержки по решению международного арбитража в Гааге, присудившего выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов, и заодно дискредитировать Михаила Ходорковского, который в последнее время развернул мощную компанию критики нынешних российских властей. Теперь те политики, кто хотел бы воспользоваться помощью опального олигарха на осенних выборах в Думу, сто раз подумает после такого сигнала из сердца Белокаменной.
Значительно серьезнее слова Маркина воспринял большой бизнес, которому однозначно сказали: вопрос о приватизации в 1990-е годы не закрыт, несмотря на то, что еще накануне президентских выборов в 2012 году об этом говорил сам В. Путин. Слова Маркина прозвучали издевательски после данного накануне обещания президента либерализовать «предпринимательские» статьи Уголовного кодекса.
Вопрос о законности приватизации в 90-е годы в российском обществе поднимался не раз. Тот же Ходорковский предлагал ввести специальный компенсационный налог на выгодоприобретателей той поры. И раньше, и сейчас лидер «Открытой России» считает ту приватизацию нечестной, но… законной: бизнесмены действовали по законам, которые установило государство.
В течение своих двух первых президентских сроков В. Путин был негласным гарантом для крупнейших бизнесменов России от пересмотра итогов приватизации. А что теперь? Правовед А. Верещагин считает, что пример «Башнефти» наглядно показал, что вопрос не закрыт окончательно. Вновь поднятое дело приватизации ЮКОСа демонстрирует, что и другие российские компании не имеют статуса неприкосновенных. А это очень опасный сигнал для крупного бизнеса.