Андрей Макаров, руководитель комитета Госдумы по бюджету и налогам, заявил, что увеличивать денежную массу нет необходимости. Согласно его мнению, Российская Федерация не испытывает недостатка в денежных средствах, просто чиновники не умеют эффективно ими распоряжаться.
На форуме «Единой России», состоявшемся в Москве, Андрей Макаров призвал вести борьбу за более эффективное расходование денежных средств. «Необходимо понять, что денег у нас на самом деле, как грязи. Ими просто нужно эффективно распоряжаться, что мы не всегда делаем», – отметил депутат.
Так Макаров ответил на вопрос касательно возможности запуска печатного станка. Подчеркивалось также, что данная тема будет использоваться оппонентами во время выборов в Госдуму. «Основной рецепт наших оппонентов заключается в том, чтобы напечатать побольше купюр, якобы после этого сразу же все хорошо заживут, однако никто при этом не говорит, сколько будет стоить булка хлеба в магазине», – сказал депутат.
В ходе того же форума руководитель бюджетного комитета Госдумы подверг критике предложение ввести в РФ «налог на богатых», с которым ранее неоднократно выступали депутаты «Справедливой России» и КПРФ. «Они говорят, что нужно ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, ведь несправедливо, что миллионеры платят 13 процентов. Но мы получим не рост налогов, а падение. Мы уже неоднократно это проходили», – заявил Макаров.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов, а также советник российского президента Сергей Глазьев предлагали прекратить затягивание поясов и увеличить количество денежной массы в государстве ради экономического роста. В ЦБ и правительстве страны данную идею отвергли, опасаясь роста инфляции.
Всему виной Банк России?
«Сергей Глазьев не испытывает доверия к Банку России. Кроме того, он постоянно обвиняет его в последнем кризисе, а также масштабном обрушении рубля и поддержке валютных спекулянтов, которые наживаются на этом. Достается и Московской международной валютной бирже. С его слов, она фактически находится под контролем Банка России», – пишет издание «Московский комсомолец».
Естественно, Глазьев не призывает ликвидировать Центробанк, ведь это было бы глупо. Однако то, что он требует - отказаться от свободного плавания национальной валюты и зафиксировать ее, а также запустить печатный станок - теперешнее руководство мегарегулятора сделать не сможет. Оно было приглашено с идеей, которая прямо противоположна требованиям Глазьева – подавить инфляцию до 4 процентов годовых как раз за счет плавающего курса, а также обеспечения жестокой денежно-кредитной политики.
Однако Глазьев отступать не намерен. Он каждый раз предлагает новые обоснования для разворота курса Центробанка на 180 градусов. Он подчеркнул, что теперешний курс рубля занижен в три раза. «Таковы оценки ОЭСР. Берется корзина товаров в Соединенных Штатах и России, и смотрят, сколько товаров можно приобрести на 100 долларов в России и сколько в Америке. В итоге получается, что покупательная способность одного доллара эквивалентна приблизительно 23–25 рублям. С этими цифрами никто не спорит», – отметил советник главы РФ.
В то же время российские эксперты утверждают, что такого плана сравнения являются некорректными. В первую очередь, по их словам, нельзя сравнивать такие разные экономики с разными покупательными предпочтениями. Эксперты также уверены, что в условиях резкого падения спроса никто «эти самые биг-маки» покупать не будет.
Однако в этой ситуации, как полагает советник главы РФ, «идеально было бы зафиксировать курс нацвалюты на длительное время». Сможет ли Центробанк установить курс на уровне 25 рублей за доллар? Однако тогда никто не захочет покупать то, что сделано в Российской Федерации. Причем не только за границей, но и внутри государства. В итоге импорт захватит рынок. За этим последует массовая безработица и банкротство предприятий.
Стоит сказать, что советник российского президента предлагает более хитрое решение, а именно: зафиксировать курс в рамках 60–80 рублей за доллар, а не 23–25. Этому есть свои пояснения – учет колебаний за два последних года. Согласно его мнению, если бы ЦБ зафиксировал курс рубля после обвала в 2014 году на уровне 80, «сегодня мы бы уже жили с таким курсом без спекулянтов, конкурентоспособность бы повысилась, экономика бы адаптировалась, кредиты пошли бы в импортозамещение».
Все это может показаться оптимистичным. Кроме того, любой предприниматель, отвечая на вопрос о том, какой курс он предпочитает, сказал бы, что «стабильный». Но предлагается решать проблему исключительно действиями команды. У Центробанка нет реальных возможностей удерживать валютный коридор в строгих узких рамках. Резервов слишком мало, кроме того, нефтяной рынок чересчур волатилен. Также отмечается, что в 1990-х годах рубль уже фиксировался, что закончилось девальвацией, произошедшей в 1998 году.
Кроме того, оппоненты Сергея Глазьева сосредотачивают внимание на том факте, что как раз плавающий курс нацвалюты и оказывает помощь экономике Российской Федерации. В прошлом году ее падение составило 3,7 процента, а в 2009-м – 7,9 процента при условии, что никакого плавающего курса не было. Отмечается рост экспорта готовой продукции на 8 процентов. Конечно же, это не говорит о росте качества, однако берут и так.
Автор: Ксения Дмитриева