Бойцы де-юре вообще военной частной компании несут большие потери в соседней Украине и в той же Сирии, и при этом совсем не портят официальные статданные. На могильных крестах значатся даты начала жизни и смерти, но вот о месте последнего боя разговаривают вполголоса и лишь среди своих. «Фонтанка.ру» узнала, где увидеть можно реальный список потерь россиян – в нигде не опубликованных указах за подписью В. Путина.
Спецбатальона с тяжелым пехотным оружием и бронетехникой, хорошо известного как «ЧВК Вагнера», на сегодня формально нет. Такого подразделения не отыскать ни в силовых ведомствах, ни даже в реестре юрлиц. Оно вообще не может существовать: в РФ нет закона о военных частных компаниях, или гражданской организации, в арсенале имеющей боевые бронированные машины, ПЗРК и минометы. Но она все-таки есть.
Сформированная непосредственно на основе известного «Славянского корпуса», сильно потрепанного в 2013 году в Сирии, условная ЧВК под бдительным командованием человека по кличке «Вагнер», по данным издания с 2014 года активно действовала на территории Крыма, а затем на Луганщине. С прошлой осени основные усилия были перенесены в неспокойную Сирию.
Единое документальное подтверждение современного существования неформального спецбатальона, признаваемого хоть как-то официальными структурами, журналисты обнаружили в документах за личной подписью российского президента. Как стало известно, бойцы Вагнера за свои действия в Украине и в разрушенной Сирии получают даже госнаграды. «На 23-е Февраля, на 9 Мая – в Молькино проходит награждение. Непременно приезжает дядя в кожаной куртке, по виду – реально чекист в звании никак не ниже генерал-майора. Поначалу тем, кто живой, кому орден Мужества, кому – за "Отвагу". Потом всех тех зачитывает, кого нету в строю, – посмертно».
Сам Орден Мужества – вполне обычное отличие для многих погибших вагнеровцев, так что это не единые ордена для ЧВК. Упоминания о подобных наградах и раньше встречались – так, например, были сообщения о награждении именно орденом Мужества бойца «Славянского корпуса» и непосредственно ЧВК Вагнера В. Камынина, похороненного на сестрорецком кладбище в сентябре 2014 года.
Сколько в действительности бойцов Вагнера трагически погибли в Сирии, может рассказать или «отдел кадров» ЧВК, или же сам Вагнер, или представители отдела администрации президента, готовящие указы о упомянутых посмертных награждениях. Анонимные собеседники заявляют о десятках. Рота, которая зашла в Сирию в прошлом сентябре, покинула ее в конце того же года, но, как утверждают вернувшиеся, из 93 человек живыми и без ранений возвратилась лишь треть. Главные потери начались уже в январе – феврале, в ожесточенных боях за Пальмиру. Сама сложность документального подтверждения таких жертв в том, что и служащие в одном и том самом взводе не всегда знают не только фамилии, но даже и имена друг друга. Сегодня в Сирии, по примерным последним подсчетам, пребывает подразделение Вагнера в составе до четырехсот человек.
Изюминка самого Вагнера – специальный взвод сербов, который формировать начали еще летом 2014 года. По словам источников «Фонтанки», информируют специалисты издания "Биржевой лидер", командиром военных интернационалистов являлся серб по имени Давор, старый и добрый товарищ Вагнера, якобы их дружба началось еще до Украины и непосредственно до «Славянского корпуса».
Только в штыки.
Сам процент потерь, крайне нехарактерный для действующих военных частных компаний, исполняющих как правило в зоне боевых действий разные локальные и узкопрофессиональные задания, не предусматривающие всевозможные хождения в атаку, сами вернувшиеся живыми объясняют «тактикой Второй мировой войны»: «Только штыков не хватает на АК, а то прямо тебе Вторая мировая. Как было под тем же Дебальцево – в поле людей с техникой выгоняли, и команда – ваше задание взять укреп, взять следующий блокпост. И вперед, просто как на живое мясо. Когда начинали по нам со стодвадцаток класть, с РПГ по технике – то люди... их просто всех рвало. Без обучения в такой бой никого не пошлют, но вот чему успеют научить - просто стрелять элементарно, чтобы не сразу умереть. У кого есть боевой опыт – они как-то ещё живут, но всё равно, это конечно же совсем не то».
В Сирии, как констатировали журналистам «Фонтанки», тактика «Ура» продолжается:
«Что мы делаем там? Идем мощной первой волной. Наводим силы авиации с артой, вытесняем наших противников. За нами заходят представители сирийского спецназа, а следом «Вести-24» совместно с ОРТ с видеокамерами наперевес идут у них брать интервью». Другой вопрос, который журналистам удалось задать – о том, кто именно соглашается идти в бой при самой вероятности «50 на 50» за только 240 тысяч рублей в месяц. Источники объяснили, что желающих попасть в управление к Вагнеру в наше время гораздо больше, нежели вакансий: «Ты из Петербурга выезжал давно? Кроме Москвы и Питера, нету никакой нигде работы. Если повезет – то 20 тысяч в месяц считается совсем неплохо, а цены– как будто живем в Антарктиде. В Молькино сегодня стоит огромная очередь. А вообще – были бы официально ЧВК, как за границей, – было бы вообще прекрасно. И к нам бы наверное по-другому в родной стране относились, а так – нас нет».