В "Газпромбанке" при выросших в более чем 3 раза убытках, тем не менее практически в 2 раза увеличили выплаты топ-менеджерам – из государственных банков, уже отчитавшихся по МСФО, данное финучреждение пока остается единственным, решившим пойти на такой шаг. Более детально об увеличении выплат топ-менеджерам "Газпромбанка" на фоне убытков финансового учреждения, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
"Газпромбанк" выплатит за 2015 год своему топ-менеджменту (правление и совет директоров) 1,8 миллиарда рублей (в 1,9 раза больше, чем в позапрошлом году), в том числе и бонусы на сумму в 600 миллионов рублей – об этом сказано в отчетности финансового учреждения по МСФО. В банке есть 12 членов Совета директоров и 16 членов правления – получается, что на одного топ-менеджера приходится выплата в размере 64 миллиона рублей. При этом в целом совету директоров по итогам прошлого года было начислено 138 миллионов рублей, что практически в 2 раза меньше, чем было начислено в 2014 году. Получается, что правлению банк заплатил 1,66 миллиарда рублей в целом, или примерно по 104 миллиона рублей каждому из членов правления.
Стоит напомнить, что в позапрошлом году топ-менеджмент "Газпромбанка" вовсе не получал бонусов. В отчетности банка указано, что бонусы высокому руководству привязаны к результатам по МСФО. По итогам 2015 года убыток "Газпромбанка" составил 4,7 миллиарда рублей – это в 3,5 раза больше убытка, зафиксированного по итогам позапрошлого года. В релизе, подготовленном финучреждением, сказано, что причиной, по которой группа в 2015 году продемонстрировала отрицательный финансовый результат, стал существенный рост расходов по созданию резервов в связи с ухудшившимся кредитным качеством активов.
В пресс-службе банка объяснили журналистам информагентства РБК, что бонусы пока только лишь начислены – в настоящее время они еще не выплачены. Основанием для выплаты бонусов топ-менеджерам станет выполнение "Газпромбанком" утвержденных советом директоров ключевых показателей эффективности. Кроме того, как отметил Андрей Серов, один из представителей финучреждения, даже если по выплате бонусов и будет принято положительное решение, как минимум, половина этих выплат, согласно требованиям Центробанка, будет отсрочена не менее чем на 3 года.
Согласно опубликованной в августе позапрошлого года инструкции Центробанка, вознаграждение, выплачиваемое членам правления банков, должно состоять, как минимум, на 40 процентов, из бонусов, выплата которых может быть отсрочена на 3 года в случае, если банк продемонстрирует отрицательный финансовый результат. В "Газпромбанке" выплачиваемые членам правления бонусы составляют 36 процентов от всего выплачиваемого вознаграждения.
Расходы на топ-менеджеров выросли и в других российских банках с государственным участием.
В других российских банках с государственным участием, уже опубликовавшим свою отчетность по МСФО, расходы на топ-менеджеров также выросли. Например, в получившем по итогам прошлого года чистую прибыль в размере 1,7 миллиарда рублей банке ВТБ общая сумма выплат ключевым сотрудникам финансового учреждения и его руководству выросла за год с 5,9 до 6,1 миллиарда рублей. В данные расходы входят краткосрочные выплаты топ-менеджменту дочерних банков, членам ревизионной комиссии, членам наблюдательного совета, и членам правления.
В "Сбербанке" ключевые менеджеры финучреждения получили, в общей сложности, 2,5 миллиарда рублей, но здесь выплаты, по сравнению с позапрошлым годом, сократились. В отчетности банка по МСФО указано, что 1 миллиард рублей (40 процентов переменной части годового вознаграждения) будет выплачено "Сбербанком" в течение 3 лет. Вместе с тем финучреждение отчиталось о полученной по итогам прошлого года прибыли в размере 222,9 миллиарда рублей. Напомним, что годом ранее прибыль данного финансового учреждения превысила отметку 290 миллиардов рублей. Еще один банк с государственным участием – "Россельхозбанк" по МСФО пока еще не отчитывался.
По словам Игоря Розанова, испдира Ассоциации независимых директоров, как правило, решение о вознаграждении, выплачиваемом членам правления, принимается Советом директоров, а в основе принимаемого решения лежат индивидуальные показатели эффективности топ-менеджмента – KPI. Он отметил также, что показатели выручки и прибыльности, в большинстве случаев определяют вознаграждение только лишь на 20-30 процентов, тогда как остальная часть выплаты зависит от других критериев: степени участия топ-менеджера в стратегических проектах банка, сокращение издержек на курируемом им направлении и так далее.
С этим согласен топ-менеджер одного из крупных банков, объяснивший, что напрямую связывать прибыль, полученную по итогам года, и бонусные выплаты руководству не всегда корректно, ведь выплачиваемое вознаграждение может учитывать и какие-то иные факторы: например, если финучреждение сумело удержать свою долю на рынке или же в случае сохранения бизнеса банка на фоне возникшей на рынке кризисной ситуации. Он заявил, что в случае с государственными банками зачастую деятельность их руководителей оценивается совсем по другим критериям. Например, сегодня все прекрасно понимают ситуацию, в которой оказался ВЭБ, и никто не собирается пока обвинять в этом руководство банка.