Деятельность Рамзана Кадырова и его положение внутри России с интересом рассматриваются экспертами. Наличие в Чечне человека, подобного Кадырову некоторые аналитики считают единственной приемлемой для Москвы моделью управления территорией. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
Внутри России Рамзан Кадыров уже долго является одним из главных ньюсмейкеров. К персоне его стабильный интерес проявляет европейская пресса, что в значительной степени обусловлено той ролью, которую играет Чечня внутри России. Интересными выглядят отношения между чеченским лидером и главой российского государства. Днями в газете Washington Post редакционная статья была посвящена феномену Рамзана Кадырова.
Публикация под названием «Сделка Путина с дьяволом в Чечне» среди прочего описывает давнее желание российского президента, чтобы мировая общественность относилась к нему, как к «уважаемому лидеру возрожденной сверхдержавы». После российского вмешательства в сирийскую ситуацию многие политики в Вашингтоне и Брюсселе готовы были именно так воспринимать хозяина Кремля. Однако в этом контексте авторы публикаций предлагают более детально рассмотреть роль Рамзана Кадырова в политическом устройстве России. Журналисты убеждены, что привилегированное положение чеченского лидера должно заставить политиков западных стран по-другому относиться к российскому президенту.
В публикации сказано, что претендующий на роль лидера сверхдержавы Путин не может или не хочет заставить Кадырова подчиняться. Объяснить такую ситуацию можно только двумя причинами – слабость позиций российского президента или причастность его к тяжким преступлениям, которые как минимум лишают хозяина Кремля право претендовать на статус стратегического партнера Запада. Редакция авторитетной газеты убеждена, что два варианта объяснения одинаково неприятные для европейских политиков.
Уважение в понимании российской элиты от позиции Запада не зависит – Колесников.
Андрей Колесников, руководящий программой «Российская внутренняя политика и политические институты» в Московском центре Карнеги, утверждает, что в видении российского президента вопрос уважения и самоуважения несколько отличается от трактовки, актуальной для европейских стран. Самодостаточными лидерами считают себя российский президент и его ближайшее окружение.
Для российской политической элиты уважение никак не связано тем, как к каждому отдельному политику относятся европейские коллеги. Скорее наоборот, мнение европейцев нередко рассматривается как дополнительный раздражающий фактор. Колесников полагает, что возможное повторное избрание Кадырова на должность главы Чеченской республики в первую очередь следует рассматривать как решение безальтернативное.
Эксперт предполагает, что в Кремле не найден другой способ управления Чечней кроме пребывания на должности руководителя республики авторитарного лидера типа Кадырова. Кремлевские стратеги, по мнению Колесникова, не придумали новую модель, с помощью которой можно сохранять видимость мира на территории республики. С точки зрения управления менять актуальную и эффективную модель на самом деле довольно опасно. Смена модели вполне может привести к неожиданным последствиям, поэтому Кремль в очередной раз выбирает проверенный способ действий.
В то же время назначение Кадырова исполняющим обязанности главы Чечни с высокой вероятностью повторного переизбрания, по мнению эксперта, следует рассматривать также как выдачу чеченскому лидеру карт-бланша. Хозяин Кремля, по сути, поощрил недавние заявления и действия чеченского лидера.
Колесников сравнивает заявления Кадырова с риторикой, которую используют Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, а также ряд других представителей политической элиты России. Атаки в адрес политиков-либералов и правозащитников в современной российской обстановке только приветствуются, даже если обличаются в довольно резкие выражения. Политолог утверждает, что действия Кадырова для некоторой части российского общества выглядят как пощечина, но ничего неожиданного в них нет.
Лев Пономарев, исполнительный директор движения «За права человека», смотрит на ту же ситуацию несколько по-другому. Он утверждает, что Кадыров стал наиболее приемлемым способом остановить войну в Чечне. Вместе с тем абсолютно по-другому обстоят дела в соседних республиках, также размещенных на Кавказе и с соответствующим менталитетом населения. Соседние Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария управляются совсем по-другой модели, режима подобного чеченскому в этих республиках нет.
По мнению Пономарева, другой способ управления соседними объектами свидетельствует о том, что вариант, выбранный для руководства Чечней, не является единственным возможным способом усмирения боевиков. Вместе с тем целесообразно обращать внимание на опасения, присутствующие у российского президента. Пономарев убежден, что хозяин Кремля действительно боится не только чеченского лидера, но десятков тысяч боевиков, имеющихся в распоряжении Кадырова. Эксперт уверен, что неуправляемый человек, которым является Кадыров, на самом деле является угрозой российской стабильности.