В Центробанке РФ считают, что, говоря о ситуации в национальной экономике, следует говорить не о кризисе, а о новой реальности. Более детально мнение Центробанка относительно ситуации, сложившейся в экономике РФ, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Ксения Юдаева, первый замглавы ЦБ РФ, в интервью изданию "Известия", комментируя решение регулятора не менять ключевую ставку, объяснила, что в настоящее время ситуация в национальной экономике развивается лучше, чем прогнозировалось ранее. Сегодня цены на нефть находятся на достаточно низком уровне – примерно 40 долларов, причем их снижение происходило в два этапа. Первый этап падения был в 2015 году, второй – в начале текущего, а сейчас на нефтяном рынке наблюдается некоторое восстановление.
При этом ситуация в экономике РФ, невзирая на вторую волну снижения цен на сырье, начинает стабилизироваться, и поэтому в данном случае не стоит концентрироваться на слове "кризис" – сложившуюся в национальной экономике ситуацию наиболее точно описывает термин "новая реальность". Ситуация, которая сложилась в экономике сейчас, – это не временные трудности: речь идет о новых координатах, в которых ей (экономике) предстоит развиваться дальше, причем в этой новой реальности появились различные новые возможности.
Снижение нефтяных котировок подталкивает национальную экономику к структурным изменениям – там появляются сектора с новыми возможностями для дальнейшего развития. Мы уже видим первые сигналы, говорящие о том, что это действительно происходит. В частности, в России есть и сектора экономики, и отдельные компании, где в 2015 году были зафиксированы существенный рост прибыли и увеличение объемов производства. Некоторые из компаний сумели найти для себя новые возможности для развития собственного производства как на внутреннем рынке, так и на внешних. В настоящее время российская экономика старается найти новые возможности для своего роста, а также новые точки конкурентоспособности.
Отвечая на вопрос о влиянии на отечественную экономику западных санкций, Юдаева отметила, что введенные западными странами ограничения оказали определенное негативное влияние и на ситуацию на финансовых рынках страны, и на национальную экономику в целом. Но сейчас уже заметно – российская экономика постепенно адаптируется к введенным санкциям. Одновременно с этим введенные правительством продуктовые контрсанкции в сочетании с изменением валютного курса стимулировали развитие импортозамещения. На российских финансовых рынках активизировался процесс поиска новых финансовых инструментов и новых партнеров. Негативный эффект от западных санкций все-таки есть, однако со временем он постепенно снижается.
Банковская система РФ способна устоять при любых внешних шоках – Юдаева.
По словам Ксении Юдаевой, банковская система РФ способна устоять при любых внешних шоках, и Центробанк делает всю необходимую для этого работу. Регулятор проводит стресс-тесты, и их задачей в том числе является то, чтобы Центробанк понимал, какие шаги ему необходимо предпринимать при различных вариантах развития событий. Это также касается и практики надзора, чтобы снизить различные риски в случае, если события начнут развиваться по какому-либо из негативных сценариев. Это важно в том числе и для коммуникации с рынком – там должны понимать, какие могут возникнуть ситуации и как к ним следует готовиться для того, чтобы сохранить устойчивость при разного рода шоках.
Центробанк игнорирует требования об увеличении финансирования инвестиционных проектов. Объясняя такую позицию регулятора, Юдаева сказала, что для такого рода финансирования существует несколько специальных инструментов, однако данные инструменты не могут быть масштабными, поскольку в таком случае они просто нарушат эффективность реализуемой денежно-кредитной политики. Качественная обувь в магазине Kkeds в Киеве - vans old school купить высокое качество, низкие цены. Эти инструменты применяются ограничено для того, чтобы компенсировать так называемые провалы рынка.
Но если какое-то из направлений может генерировать от 0,5 до 1 триллиона рублей, то в данном случае речь не идет о провале рынка, поскольку такая динамика говорит о способности рынка самостоятельно справиться с такого рода кредитованием, и он не нуждается в нерыночных механизмах поддержки. Помимо этого, ликвидности в системе достаточно, и поэтому такого рода рефинансирование является фактически бюджетным субсидированием. Если Центробанк предоставляет банкам деньги по более низкой процентной ставке, то в итоге это попросту вычитается из прибыли регулятора, ежегодно перечисляемой в федеральный бюджет – на практике это означает сокращение поступлений в госбюджет.
Ксения Юдаева также отметила, что Центробанк каждый день наблюдает за рисками для финансовой стабильности, и постоянно идет процесс их оценки на предмет того, необходимо ли на данные риски как-то реагировать и принимать специальные меры, или же воздержаться от такого рода шагов. Риски существуют постоянно в том или ином виде, но они могут быть маленькими или большими, требующими принятия каких-то конкретных мер или не требующими этого. Например, волатильность курса нацвалюты, нефтяных котировок, безусловно, требует к себе внимания, но в ЦБ РФ пока не видят причин, по которым к этому сейчас следует проявлять особое внимание.