Новость о принятом Владимиром Путиным решении о создании в России новой спецслужбы, которая будет назваться «Национальная гвардия», основанной на внутренних войсках Министерства внутренних дел, стала предметом активного обсуждения. Как стало известно экспертам раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», в новообразованной службе под одним командованием будут объединены фактически все «силовые» ведомства из МВД, а подчиняться Министерству внутренних дел будет Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба. Функции этих двух ведомств планируют упразднить.
По мнению многих аналитиков, речь идет о «силовом кулаке», который сам глава Кремля создал для того, чтобы использовать его внутри страны. Уже есть информация, что руководство Национальной гвардией России планируют поручить Виктору Золотову. В свое время он руководил личной охраной Владимира Путина, а на протяжении последних двух лет возглавлял командование ныне упраздненных внутренних войск МВД.
В соответствии с находящимся на рассмотрении в Госдуму РФ проектом закона о Национальной гвардии, новая структура будет наделена большими полномочиями – у нее будет право на применение огнестрельного оружия в случаях, оговоренных законом, задержание людей и проверку у них документов. Кроме того, членам Нацгвардии будет предоставлено право на проникновение в помещения с целью предотвращения преступления и задержания преступников, участия в контртеррористических операциях.
Всеми этими полномочиями ранее уже наделялись внутренние войска МВД России и российская полиция. Но Национальная гвардия не будет располагать своими оперативно-розыскными органами, что и будет ее существенным отличием от ФСБ или МВД. Однако факт отсутствия собственных следователей «национальные гвардейцы» смогут компенсировать количеством: средства массовой информации России пишут о том, что новая структура будет состоять их четырехсот тысяч человек.
В чем заключается смысл создания российскими властями Национальной гвардии именно сейчас, когда экономическая ситуация постоянно ухудшается, а выборы в Государственную думу приближаются? Какая из функций этой структуры может считаться основной? Ответы на эти вопросы в интервью корреспондентам «Голоса Америки» дали российские эксперты по спецслужбам и внутренней политике.
Мнения экспертов.
По мнению главного редактора портала Agentura.ru, эксперта по российским спецслужбам Андрея Солдатова, ни о каких изменениях в конфигурации силовиков из России не стоит говорить. «Если говорить о том, до какой степени будет меняться характер деятельности внутренних войск, с учетом того, что теперь это будет ведомство, которое объединит в себя практически все силовые подразделения МВД, плюс ФГУП «Охрана», вневедомственную охрану и тому подобное – то у меня, откровенно говоря, ощущение, что, в принципе, больших изменений не произойдет».
«Идея о внутренних войсках как основной структуре, которая, если понадобится, даст ответ на протесты, на какие-то восстания, и основная задача которой заключается в противостоянии внутренней угрозе, не является новой, внутренние войска развивались именно так. Вот в этом и состоит их идеология, так, как я думаю, повелось еще как минимум с 1993 года, данная структура характеризуется наиболее лояльным к Кремлю отношением», – считает эксперт.
По словам Андрея Солдатова, Виктор Золотов просто смог укрепить свои позиции: «Имеется в виду увеличение аппаратного веса Золотова, находившегося в несколько подвешенном состоянии определенное время, он сильно хотел получить себе свое личное ведомство. И, таким образом, в течение года ходил слухи о том, что была придумана схема, предусматривающая выход внутренних войск из состава МВД».
Николай Петров, который является профессором Высшей школы экономики, согласен, что в значительной мере перетасовка российских силовиков может означать стремление Владимира Путина к поддержанию баланса между ними. «Теперь, как я думаю, имеет место соотношение двух задач, которые причастны к вызовам системе: извне – относительно вероятности возникновения массовых протестов на фоне социально-экономического кризиса, и изнутри – с точки зрения экспансии ФСБ и отсутствия определенной системы сдержек и противовесов внутри силового крыла».
«В данном случае Нацгвардия является способом если не восстановления, то, по крайней мере, создания каких-то противовесов, прежде всего, тем двум структурам, которые очень сильно выросли за последние пару лет – это ФСБ и, отчасти, армия. Иными словами, создана мощная новая структура, ее председатель является новым членом Совета безопасности России, и сейчас вместо того конфликта, который был между МВД и ФСБ, где МВД стало откровенно слабой стороной, мы увидим, как бы «ФСБ-2» в лице нацгвардии» – описывает ситуацию эксперт.
То, что Виктор Золотов принадлежит к ближайшему окружению Владимира Путину, по мнению Николая Петрова, является правдой, но в то же время это может быть лишь внешним впечатлением: «С одной стороны, действительно, Золотов очень близкий и доверенный человек, но, с другой стороны, сам факт того, что в течение последних двух лет он находился на некотором удалении от президента, снижает его ресурс, связанный с близостью к президенту», - говорит эксперт.