Итогом недавнего визита главы Минвостокразвития РФ А. Галушки в Китай стала договоренность о переносе значительных китайских промышленных мощностей на российский Дальний Восток. Договоренность подкрепляет Меморандум взаимопонимания по укреплению российско-китайского сотрудничества на Дальнем Востоке. О том, каковы перспективы такого рода сотрудничества, сообщает издание «Биржевой лидер».
Согласованный документ предполагает перевод китайских предприятий на российский Дальний Восток с обязательным соблюдением существующих российских экологических требований. По словам директора департамента Минвостокразвития Р. Макарова, российская сторона готова принять китайские предприятия, а также создавать на дальневосточной территории совместные производства, ориентированные на экспорт. Новые предприятия, как пояснил чиновник, на Территориях опережающего развития (ТОР) и Свободного порта «Владивосток» получат значительные налоговые льготы и административные преференции. Со своей стороны директор департамента развития промышленности северо-восточных провинций КНР Госкомитета по развитию и реформе КНР Ч. Цзянпин заявил о готовности китайской стороны заниматься активным привлечением частных и государственных компаний к реализации оговоренных проектов.
С российской стороны шаг получился достаточно неожиданный, но вместе с тем и мощный. Следует признать, что предоставление Китаю Дальнего Востока под индустриализацию имеет заманчивые, однако и достаточно неоднозначные перспективы. Конечно, это хорошая возможность без сверхзатрат запустить индустриализацию огромного и мало освоенного региона, но вместе с тем нужно понимать, что в действительности придет из Китая на Дальний Восток.
В этом смысле интересно напомнить, что с 2013 года Китай приступил к измененной экономической стратегии. Согласно опубликованному тогда плану Госсовета КНР, должно пройти сокращение избыточных производственных мощностей сразу в нескольких важных отраслях промышленности. Предполагается, что под закрытием окажутся сталелитейная, алюминиевая промышленность, судостроение, химпром, стекольное и цементное производства. Все это мероприятия новой экономической политики главы китайского правительства. Решено не предпринимать усилия по стимулированию общего экономического оздоровления, а заняться сокращением избыточных производственных мощностей и понижением финансовых рисков. По мнению экспертов, это должно положительно отразиться на состоянии китайской экономики.
Летом 2013 года китайское руководство предвосхищало грядущие стратегические перемены в экономических мерах и осознанный отказ от статуса «мастерской мира». Тогда же прозвучали планы о закрытии избыточных производств и их переносе в менее развитые страны. Сам же Китай, по мнению правительства, должен стать глобальным лидером по части производства продукции высоких технологий и создания таких технологий. Немаловажно, что такое решение направлено на исправление еще одной критической ситуации, которая доставляет стране уже сейчас массу проблем, - экологии. Потому под потенциальное сокращение и попали такие производства, как литье стали, производство алюминия, химпром, судостроение.
Стоит заметить, что три года назад на стадии обсуждения планов в качестве принимающих сторон для выводимых китайских производств рассматривались африканские страны и центральноазиатские государства. Для России приход на Дальний Восток сформировавшихся производств с собственными поставщиками и базой заказчиков, безусловно, позволит поднять региональный промышленный потенциал и получить новый источник пополнения казны. Но также важно понимать, что российский Восток - это наименее населенная часть страны. Это позволяет предположить, что китайская сторона может потребовать, опираясь на нехватку трудовых ресурсов, разрешение на перевод предприятий с частичной или полной комплектацией своей рабочей силой. Остаются вопросы и относительно поставщиков сырья на промпредприятия. Можно представить, что китайская сторона предложит оставить своих прежних поставщиков, которые стали ранее частью технологической цепочки. Насколько это будет полезно для российских интересов, сейчас можно лишь догадываться.
После того как Россия ввиду своей агрессивной внешней политики оказалась практически во внешней изоляции, получив ограничивающие международные санкции, руководство страны заявило, во-первых, о внедрении стратегии импортозамещения, а во-вторых, о реальных перспективах разворота на восточные рынки, в особенности китайские. Начались переговоры о поставках газа из российских добывающих регионов в Китай. Причем сразу по двум направлениям – алтайскому и дальневосточному. Хочешь качественные кеды ванс купить украина http://allshoes.com.ua . Заходите к нам в гости. Магазин в Киеве, ул. Нижний Вал 13/15. При этом в условиях ограничений доступа к западным капиталам в Москве рассчитывали договориться с Пекином об открытии кредитных линий на постройку трубопроводов. В надежде на это условия соглашений с китайцами, по признанию экспертов, получились не очень выгодными для российской стороны. Однако китайская сторона не спешит инвестировать в российский сырьевой экспорт, полагая, что не это их задача – они готовы платить за доведенный до их территории ресурс. Немаловажно, что как раз на последний период пришелся спад в темпах роста экономики Китая, и ему уже не так нужны сырьевые ресурсы, тем более что есть планы по сокращению энергозатратных производств.