Министерством финансов и Банком России обсуждаются возможности создания пенсионных добровольных накоплений на пенсионных специальных счетах в банках, а не только с помощью негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Об этом 8 апреля сообщает «Биржевой лидер» со ссылкой на заявление главы российского Минфина Антона Силуанова.
Министр финансов Российской Федерации выступил 7 апреля перед аудиторией съезда Ассоциации российских банков.
Силуанов заявил, что его ведомство рассматривает привлечение финансовых ресурсов россиян как в НПФы, так и на пенсионные специальные счета (ПСС) в банках. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что это создаст дополнительные ресурсные базы так называемых длинных денежных средств в кредитных структурах.
Про стремление финансового сегмента правительства России разгрузить ее госбюджет за счет трудящихся россиян сделалось известно в начале текущего года. Для сокращения размеров трансфертов в Пенсионный фонд России (ПФР) ушли вначале накопления и сбережения граждан РФ, которые были заморожены в НПФ. Однако в пенсионной «пирамиде» рост идет как на дрожжах, число пенсионеров возрастает быстрее количества работающих. В итоге на сегодняшний день отношение пенсий среднего размера к средним зарплатам (или показатель «коэффициента замещения») в Российской Федерации достигает лишь менее 30%, в то время как в развитых государствах оно составляет от 60% до 80%.
Что такое ОНПО, и как это видится дальше?
Обязательное негосударственное пенсионное обеспечение (ОНПО) задумывается, в частности, на основе того, что в придачу к 22%, перечисляемым ежемесячно с зарплат всех сотрудников их работодателями в ПФР из 30% взносов страховых, работающий каждый гражданин еще будет и самостоятельно делать инвестиции в собственную старость. Это нововведение могут ввести в 2019 году, когда и работодателей, и работников обяжут делать перечисления в системный механизм ОНПО по одному проценту от начисленных зарплат. В дальнейшем до 3% планируют поднять планку.
Другим вариантом является внедрение механизма ОНПО через ряд этапов в зависимости от числа сотрудников в тех или иных организациях. В данном случае копить с 2019 года на старость первыми будут те компании и их работники, где трудится свыше 1000 человек. Потом на очереди организации от 500 человек, и, наконец, свыше 100 занятых лиц. Однако так или иначе в программу к 2024 году должны быть включены все трудящиеся россияне, в том числе и индивидуальные предприниматели.
По мнению думца Вячеслава Батаева, заседающего в Экспертном совете по НПФ при Комитете финансового рынка Госдумы РФ, введение второго варианта предпочтительнее. Дескать, начинать нужно с крупных структур, в которых легче взносы администрировать, и в которых действуют институты по социальному партнерству (прежде всего это профсоюзы и коллективные договора). С его слов, похожая пенсионная система действует как в Новой Зеландии, так и в Великобритании и Австралии, и софинансируется работниками, работодателями и государством.
При этом Батаев оценивает негативно идею про открытие ПСС для ОНПО в банковских учреждениях.
В этой связи руководителем в отделе по розничным продажам УК «Солид Менеджмента» Сергеем Звенигородским отмечено, что при открытии большого числа депозитов вряд ли будут повышаться объемы кредитов для российской экономики и происходить их удешевление, поскольку, как видно из практики, ЦБ РФ выкачивает тут же такие деньги путем повышения/снижения учетной ставки, ужесточения требований к объемам финансовых резервов и размеру собственного капитала того или иного банка.
Звенигородский считает, что идеальное решение с проблемой по пенсионному обеспечению не найдено еще, поэтому иногда поиски затрагивают и не совсем подходящий субъект или институт, в данном случае банковские структуры. У банковской системы РФ имеется изъян, скрываемый в АСВ. Дело в том, что отчетность банков коммерческих недостаточно информативна и прозрачна, а значит, предлагается гражданам нести свои финансы в Сбербанк. Но там и в данный момент спокойно вполне размещаются денежные пенсионные средства из ПФР и НПФ, но социальный блок правительства напоминает постоянно, что эффективность данных вложений есть небольшая. Кроме того, с точки зрения Сергея Звенигородского, открытие дополнительных банковских счетов в количестве десятков миллионов аккаунтов создаст серьезные нагрузки на сами банки и к тому же на ПФР, которому придется вести такие счета и еще, само собой, и пенсии рассчитывать.
Что касается финансового блока правительства во главе с Дмитрием Медведевым, то он стремится побольше влить дополнительных денег в банковскую структуру, чтобы как-то раскочегарить маховики кредитования уже замершей российской экономики. Но в то же время главой Банка России Эльвирой Набиуллиной высказывается опасение, что улучшение положения дел с ликвидностью грозит спровоцировать одновременно чрезмерные интересы банкиров к рискованным процессам кредитования.
Тем не менее понятно, что мегарегулятор ЦБ желает всем угодить – и банкам, и страховщикам, а заодно оказать помощь Минфину РФ для решения проблем с пенсиями путем снижения при этом объемов бюджетного трансферта ПФР. Однако работающие граждане уже имеют индивидуальные свои счета в НПФ, ПФР, а как станут выглядеть специальные банковские счета, пока, похоже, не совсем ясно.