Российский газовый монополист «Газпром» упорно не желает допускать конкурентов к экспорту газа. Это упорство наряду с неэффективным управлением ведет к падению стоимости важнейшего для России актива. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Накануне зампредправления «Газпрома» В. Голубев в интервью РИА «Новости» заявил о невыгодности для национальных российских интересов России получения доступа независимых производителей к газоэкспорту в Европу. Увеличение конкуренции приведет к тому что, например, для «Роснефти» допуск к экспорту газа в Европу будет выгоден, а вот государству в целом — нет. С другой стороны, Голубев отметил, что некоторые независимые производители и так участвуют в экспорте газа, передавая свои объемы «Газпрому», которые далее в том числе идут и на экспорт через уполномоченную компанию «Газпром экспорт».
Месяцем ранее в прессе прошла информация о том, что совладелец и предправления НОВАТЭК Михельсон попытался получить доступ к экспорту газа в Европу. Российское Минэнерго по просьбе президента Путина рассмотрело возможность получения разрешения для швейцарского трейдера Novatek Gas & Power поставлять в Европу газ компании «Арктикгаз» (СП НОВАТЭК и «Газпром нефти»). Глава «Газпрома» А. Миллер в феврале направил в Кремль ответ на предложение НОВАТЭК, где, в частности, указал, что трейдер этой компании приобретает газ у немецкой компании E.ON, которой он достается от «Газпрома». Если будет разрешен экспорт газа для «Арктикгаза», то «Газпром» лишится клиента, покупающего более 2 млрд. кубометров газа, а в едином экспортном канале появится брешь.
Осенью прошлого года к президенту Путину обращался и глава «Роснефти» И. Сечин с просьбой разрешить экспорт газа в Европу в объеме 7 млрд. кубометров без посредников для британской BP. Эта попытка также была раскритикована Миллером, который в своем письме в адрес российского президента уверял, что данное предложение не опирается на серьезный анализ рынка Европы. К тому же это ослабит позицию «Газпром экспорта» как на рынке, так и в арбитражных разбирательствах.
«Газпром» как жертва монополии.
Что такое конкуренция в России, на просторах СНГ и Восточной Европы, для «Газпрома», по сути, всегда было неведомо. Но времена меняются, и перемены на мировых рынках негативно сказываются на позициях российского монополиста. Об этом рассказал для РБК глава группы CREON Energy Ф. Кильзие. С мая начнется четвертый срок Миллера во главе «Газпрома», но такая бессменность руководителя важнейшей для России компании говорит, скорее, о том, что он полностью устраивает Путина на этом посту, но не об отсутствии проблем в управлении компанией. Между тем она по всем основным направлениям верно сдает позиции.
В период 2008-2014 годов продажи компании в дальнем зарубежье сократились на 14 процентов (до 159 млрд. кубов), в том числе вдвое для бывших советских республик (до 48 млрд. кубов), а также в России — на 25 процентов (до 217 млрд. кубов). Все потому, что «Газпром» проводит жесткую ценовую политику, и потребители уходят к конкурентам. Таковые, в частности, нарастили свои возможности в России, доведя производство газа в период 1999–2014 годов с 33 млрд. до 208 млрд. кубометров. Что касается Европы, то там усилились позиции поставщиков СПГ. Серьезные изменения также произошли после американской сланцевой революции. По этим причинам Россия потеряла статус первой в мире державы по добыче газа.
Наряду с падением продаж сократилось и производство российского газа. С 2004 по 2014 годы оно составило 20 процентов (до 444 млрд. кубов). Сокращение добычи на старых месторождениях «Газпром» пытается за счет развития новых проектов. Но новых возможностей недостаточно. А происходит так во многом потому, что в благополучные для отрасли времена, когда цены на газ были высоки (как на нефть, к которым они привязаны), компания больше вкладывала в скупку непрофильных активов, чем в развитие газодобычи. Важно отметить, что «Газпром» накапливает долги. Чистый долг за 2004–2014 года вырос больше чем в три раза - до 1,65 трлн. рублей, и это произошло в период высоких цен на газ. А ведь были еще миллиардные вложения в неосуществленные проекты «Южного» и «Турецкого» потоков. Совокупность всех проблем оказала влияние на капитализацию «Газпрома». Он занимал четвертую строчку среди самых дорогих мировых компаний в 2006 году с 257,7 млрд. долларов капитализации, а в этом году компания располагается в сотне, со стоимостью в 56,6 млрд. долларов.
Именно поэтому Кильзие делает вывод, что в основе проблем «Газпрома» лежит монопольный статус на российском рынке. Она не занималась оптимизацией издержек, вложениями ресурсов в профильную деятельность, ведением гибкой ценовой политики с потребителями. Как результат - к усилению конкурентного давления компания оказалась не готова. Ей нужна реструктуризация – глубокая реформа, которая была проведена в 90-х годах в российской нефтяной отрасли, где монополия Миннефтепрома была поделена между несколькими независимыми компаниями. В результате нефтяная отрасль возродилась и в период 1999-2004 годов бурно росла и наращивала добычу. Так и для газовой отрасли нужна демонополизация и приватизация, а также отказ от политики национализации и несдержанной скупки непрофильных активов, заключил эксперт.