По словам социолога и демографа Игоря Белобородова, возглавляющий в Российском институте стратегических исследований сектор демографии, народонаселения, миграции и этнорелигиозных проблем, постепенно стареющее российское общество становиться все менее инновационным. Более детально мнение Белобородова о проблемах, связанных со старением российского общества, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
В интервью информагентству "Росбалт" Игорь Белобородов отметил, что он согласен с мнением, согласно которому стареющее общество теряет постепенно способность к инновациям, теряет в силу целого ряда причин. Молодость - это лучшая восприимчивость к новым знаниям, к новым технологиям, это энергия. Впрочем, и старость далеко не во всех случаях является угасанием жизненных функций, в том числе интеллектуальной и умственной активности.
По словам эксперта, сегодня в Российской Федерации, к сожалению, процесс глобального старения общества задан нынешними демографическими характеристиками – уходом от многодетности, снижением уровня рождаемости и так далее. Учитывая это, можно сделать вывод – вызов, связанный со старением российского общества с одновременным сохранением активности пожилых людей, в дальнейшем будет только лишь усиливаться.
Ранее места уходивших на пенсию людей очень быстро занимало молодое поколение – так было, например, во времена Советского Союза. В настоящее время зачастую многие рабочие места занимают пожилые активные сотрудники, в том числе, и должности руководящих работников среднего звена. У них, конечно, есть и определенные наработки, и накопленный опыт, но в итоге это приводит к застреванию молодого поколения на вторых, или даже на третьих ролях, а некоторые вообще не могут найти себе работу именно по этой причине.
Белобородов объяснил, что писанное выше характерно сегодня только лишь для некоторых из отраслей народного хозяйства – управления, науки, и так далее. Но вместе с тем здесь также наблюдается и противоположная тенденция – если почитать издания, размещающие вакансии и резюме, можно увидеть установленные возрастные ограничения – они устанавливаются для недопущения пожилых людей на этот рынок. Особенно это характерно для бизнес-сегмента.
В лучшем случае возрастной ценз составляет 45 лет, поскольку уже в 40 лет во многих случаях куда-то пробиться очень сложно. Получается, что здесь все относительно, и проблемы существуют как с одной, так и с другой стороны. Данная ситуация, скорее всего, будет разрешена при помощи квот для одаренных, молодых, или как-то отличившихся сотрудников, и от этого в конечном итоге выиграют все.
Государство будет заинтересовано в том, чтобы человек работал до самой смерти – Белобородов.
Еще один момент – ситуация со старением российского общества заставит и государство, и общество, и пожилых людей к тому, чтобы последние оставались в строю как можно дольше, поскольку уже сейчас очевидно: в краткосрочном будущем выполнение государством пенсионных обязательств оказалось под большим вопросом. Поэтому государство будет заинтересовано, чтобы люди работали до самой смерти – это объективная реальность, и в данном случае просто неизбежен конфликт поколений.
Впрочем, переживать здесь особенно не о чем, поскольку в России становится все меньше молодых людей, а также рождается все меньше детей. Постепенно формат конфликта поколений измениться – от конфликта между молодыми и пожилыми он перейдет к конфликту между зрелыми и пожилыми, или же к конфликту между стареющими и пожилыми: во всех сферах общественной жизни старение будет налицо. Причем речь в данном случае идет не только о России – данная ситуация актуальна и для европейских стран, и для азиатских, и для стран Северной и Южной Америки. Пока сюда можно не относить только лишь африканские страны.
Отвечая на вопрос, полезна ли для общества ситуация, когда люди в достаточно пожилом возрасте продолжают оставаться в строю, поскольку они все еще могут работать, эксперт отметил, что это является жирным минусом, если сравнивать с альтернативным вариантом более молодого по демографическому составу общества. Однако общество будет просто вынуждено адаптироваться к той ситуации, к которой Российская Федерация сегодня двигается семимильными шагами.
На данную адаптацию потребуется довольно много времени, поскольку российской культуре, равно как культурам многих других стран, к старости относятся как к периоду заслуженного отдыха, периоду, когда не нужно работать. Вопрос в том, как можно будет безболезненно перейти к тому, что в будущем с людей пожилого возраста будут спрашивать точно так же, как и с молодых. Россию в любом случае ожидает впереди "гонка поколений", и даже после того, как общество сумеет адаптироваться к этой ситуации, оно все равно проиграет.
Например, молодой сотрудник в разы быстрее работает с покупателями в сфере обслуживания, и чем нынешняя ситуация может обернуться в будущем – здесь никто не знает. У людей пожилого возраста на порядок возрастает также процент допускаемых ошибок и сбоев. Здесь есть и еще один фактор, и он, вполне возможно, может стать главным конкурентом и для людей пожилого возраста, и для молодежи – речь идет о роботах. Для работодателя роботизация будет весьма выгодной, поскольку с ее помощь можно повысить производительность труда, сократить процент разного рода сбоев и издержек в коммерческом процессе.