В Кремле начинают новый этап либерализации в уголовном законодательстве путем подготовки поправок в УК согласно предложениям, выработанным рабочей группой по защите бизнес-интересов. Об этом 18 апреля сообщает издание «Ведомости».
Закончена работа над текстом первого законопроекта.
Он подготовлен по предложениям рабочей кремлевской группы для мониторинга и последующего анализа в правоприменительной практике предпринимательства. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что руководство группой осуществляет руководитель президентской администрации Владимира Путина Сергей Иванов.
Под контролем последнего трудятся представители силового блока правительства бок о бок с деятелями предпринимательских структур. Первое групповое заседание прошло в конце первого месяца весны. Подготовку по его результатам соответствующего законопроекта президент России Владимир Путин распорядился поручить до 22 апреля сотрудникам государственно-правового управления.
Бизнесменами выдвигалась просьба вернуть в текст Уголовного кодекса утратившую свою силу статью по мошенничеству в бизнесе (159.4).
Как известно, она была отменена в соответствии с решением Конституционного суда Российской Федерации.
Бизнес-сообщество также просило расширить в отношении экономических преступлений действие статьи под номером 76.1 в УК РФ, допускающей освобождение от уголовной ответственности за сделанные в первый раз преступления средней и небольшой тяжести, повысить пороговое значение размера причиненных ущербов для преступлений в сфере экономики, уточнить процедуру признания вещдоками изъятых у бизнесменов вещей и порядок по их возврату, обеспечить надежный допуск нотариусов к арестованным предпринимателям.
Подготовленные в Кремле поправки, текстом которых располагают «Ведомости», не предполагают возвращение в УК специальной статьи о мошенничестве у предпринимателей. Авторы вместо этого предлагают издать дополнение к статье 159 («О мошенничестве») в виде частей, квалифицирующих мошеннические действия в предпринимательской среде. К примеру, преднамеренные неисполнения договорных соглашений и обязательств, причинивших ущерб в особенно крупных размерах (10 миллионов рублей и выше), предлагается наказывать лишением личной свободы сроком до 10 лет (отмененная статья 159.4 предусматривала максимум 5 лет). Предложено одновременно ужесточение наказания за остальные разновидности мошенничества – с четырех до пяти лет или даже до 6 лет при причинении соответственно крупного и значительного ущерба.
По мнению сопредседателя «Деловой России» Андрея Назарова, такие нововведения никак не облегчат жизнь предпринимателям: грозящие им максимально возможные наказания остались столь же суровыми, как сейчас, и к тому же их ужесточили за совершение остальных видов мошенничества. С таким же успехом, дескать, можно ничего вообще не менять.
К иным просьбам от бизнесменов Кремль отнесся более внимательным образом. Число экономических преступных составов, по которым в соответствии со статьей 76.1 Уголовного кодекса предприниматели имеют возможность освобождаться от криминального преследования с условием полных возмещений причиненного ущерба и выплаты штрафов, может увеличиться на семь. Например, это случаи ограничения конкуренции, неправомерного использования инсайдерской внутренней информации, незаконного оборота драгметаллов и контрабанды наличности. Еще по полдюжине статей (включая проявления незаконного предпринимательства, незаконного получения кредита, злоупотреблений ограничением прав собственников ценных бумаг и с их эмиссией) препятствовать прекращению уголовного преследования не будет, как сейчас, ряд дополнительных квалифицирующих признаков. Кратность штрафа, уплачиваемого подпадающими под эту статью лицами в госбюджет, понизится до двойного размера причиненного ими ущерба, тогда как ранее был пятикратный объем штрафования.
Данный вариант, со слов руководителя в секретариате центра под названием «Предпринимательство против коррупции» Сергея Таута, смотрится заметно лучше сверхосторожных изменений, подготовленных Министерством экономического развития к ст. 76.1 в УК РФ. Мол, кремлевский законопроект предусматривает больше составов, многие случаи не исключают квалифицирующие признаки группы.
Учтены, наконец, пожелания от бизнес-сообщества об увеличении пороговых значений в причиненном ущербе. Для экономических преступлений авторами законопроекта предлагается установление сложной шкалы, когда по умолчанию станет крупным ущерб свыше 2,25 млн. рублей (при нынешних полтора миллионах рублей), а особенно крупным – более 9 млн руб. (теперь – 6 млн.), однако многие статьи устанавливают собственные пороги оценок. Так, планку в особо крупном ущербе при противоправном выпуске ценных бумаг и пользовании инсайдерской информацией повысят до 3,75 млн. рублей с 2 млн.
Экспертами такие меры считаются недостаточными. Со слов аналитика Вадима Зарипова в «Пепеляев груп», предлагаемые пороговые цифры не учитывают совершенно масштабов ведения бизнеса и налоговых выплат крупных компаний: для них несущественные даже недоплаты, в том числе из-за «пропавшего поставщика», могут превысить 15 млн. рублей и создать поводы для возбуждения уголовных дел. Надо, мол, отказаться от абсолютного показателя, который означает особо крупное или просто крупное финансовое уклонение, и установить единый по сути процент от общих сумм подлежащих выплате налогов. В противном случае, как подчеркивает господин Зарипов, нарушаются принципы справедливой и юридически равной ответственности.
Поправки в Уголовный кодекс РФ по бизнес-статьям уже готовы – СМИ
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.