Санкционное противостояние с Западом не мешает многим российским парламентариям и членам правительства сохранять за собой недвижимость в Европе и Соединенных Штатах, а отдельные лица даже сейчас продолжают ее приобретать. О том, как изменилась за последний год ситуация с правом владения зарубежной недвижимостью среди российского политикума, рассказывает в своем материале РБК, с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
Согласно информации из деклараций депутатов российского парламента и членов правительства, избавляться от заграничной недвижимости они не спешат. За прошлый год реестр обладателей такого вида имущества сократился на четверых, а в текущем году - еще на шестерых. В трех случаях недвижимость была зарегистрирована на супругов, которые из деклараций исчезли. Это касается, в частности, депутата В. Резника, которого жаждет получить Испания, объявив его в международный розыск. Депутат теперь не имеет семьи, и потому исчезла американская квартира на 224 квадратных метра.
У депутата-единоросса А. Ремезкова на жену были оформлены австрийские земельный участок (1211 кв. метра) и квартира (76 кв. м). Теперь, согласно декларации депутата, у него во владении остались лишь два земельных участка в России. На супругу была оформлена недвижимость и у депутата «Единой России» Б. Хамчиева - квартира в ОАЭ (174 кв. м) с двумя местами для машин. Теперь без жены депутат владеет активами только в России: земельный участок (2000 кв. м), незавершенное строительство на (412 кв. м) и доля в квартире ребенка (30 кв. м).
Еще трое депутатов от жен не избавились, а предпочли продать недвижимость. На жену депутата ГД А. Выборного ранее был записан земельный участок (990 кв. м) и жилой дом (500 кв. м) в Черногории. В новой декларации заграничная недвижимость исчезла. Теперь депутат поясняет, что продал участок и дом в связи с участием предварительных выборах «Единой России», а это возможно лишь в случае отсутствия зарубежной недвижимости, хотя в российских законах такого требования не существует. Член Совфеда С. Мамедов пояснил, что продал квартиру в Эстонии (89 кв. м), но сама по себе эта сделка ни с чем не связана. Можно было и дальше владеть этой квартирой, но он решил ее продать и, как оказалось, ничего не потерял на этой сделке. Сенатор В. Бочков также продал квартиру в Черногории (133 кв. м), ранее записанную на супругу.
Но есть и те, кто, наоборот, обзавелся имуществом за рубежом. На жену депутата С. Петрова теперь записан участок в США (7500 кв. м). На жену кремлевского пресс-секретаря Д. Пескова (свадьба состоялась в прошлом году) записана американская недвижимость - квартира (126 кв. м). Однако оппозиционер А. Навальный ранее сообщал, что у Навки есть дом в Нью-Джерси стоимостью 930 тысяч долларов. В декларации министра по вопросам «открытого правительства» М. Абызова появилась британская недвижимость - дом (211 кв. м), записанный на супругу. Сам он поясняет, что вопрос приобретения супругой дома - это «личное дело каждого». Кроме того, в статусе «в пользовании у сына и дочери» находится там же еще один дом схожей площади, а также «в пользовании» жены и детей есть и квартира в Великобритании (340 кв. м). Относительно Абызова следует отметить, что он стал наиболее состоятельным членом российского правительства в прошлом году, задекларировав доход в 455 млн. рублей.
Говоря о наиболее популярных странах с точки зрения владения там недвижимостью российскими госслужащими, то к ним относятся Болгария, Испания, Швейцария. За российским политиками, согласно их декларациям, до сих пор числятся восемь объектов болгарской недвижимости площадью 642 кв. м. Не меньшая популярность и у испанской недвижимости – квартиры и дома, записанные на членов семей. В Швейцарии российским госслужащим принадлежит недвижимость площадью 1,5 тысячи кв. м.
Большие владения в США у сенатора В. Фетисова - площадью 27,8 тысяч кв. м. Это больше, чем где-либо в другой стране у членов правительства и парламентариев в сумме. Объясняется это спортивной карьерой экс-хоккеиста, изрядную часть которой он провел в США и за то время прикупил земельных угодий: земельный участок (20 тысяч кв. м), квартира (220 кв. м), жилой дом (1200 кв. м). В комментарии РБК Фетисов сказал, что сенаторам закон не запрещает владеть зарубежной недвижимостью. Так получилось, что там прошло 14 лет жизни, там родилась дочь и остались друзья. О том, что в США есть недвижимость сенатора, было известно всегда, с момента покупки все декларировалась.
По площади недвижимости, задекларированной российским политиками, на втором месте идет Италия - 12,3 тысячи кв. м домов и земельных участков.
Политолог и член высшего совета ЕР Д. Орлов напоминает, что за рубежом нельзя владеть финансовыми ресурсами, облигациями, акциями. Но при этом в «Единой России» решили создать дополнительный фильтр для участия во внутрипартийных праймериз, не допуская к ним депутатов с иностранными активами, включая недвижимость. И далее, по его словам, такие депутаты станут постепенно анахронизмами. Кроме того, он обращает внимание на то, что недвижимость, которой располагают депутаты, преимущественно приобреталась ими еще до введения санкций. Однако в дальнейшем люди с иностранными активами постепенно будут «вымываться».