Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» недавно предоставил изданию «Известия» результаты собственного проекта под названием «Гаражная экономика». Сергей Селеев и Александр Павлов, являющиеся авторами данного проекта, выяснили что порядка 15% трудоспособного населения крупных, однако не сильно богатых населенных пунктов Российской Федерации, вовлечены в такую экономику. По их словам, подобный социально-экономический феномен достаточно сильно распространен и в других странах постсоветского пространства.
Если ранее, несколько десятилетий назад, гаражи предназначались для хранения различных вещей и автомобилей, использовались как кладовки и погреба для солений, то теперь предпринимательская деятельность там просто кипит. Люди, владеющие гаражами, или же те, кто взял их в аренду, открывают на их территории разнообразные ремонтные мастерские , мебельные цеха (собирают шкафы и кухни) и даже гостиницы и шашлычные.
Подобное исследование было проведено в шести десятках населенных пунктов страны, располагающихся в восьми ее регионах. Наиболее крупными городами данного проекта стали: Саратов, Ульяновск, Казань, Набережные Челны, Тольятти, Пермь, Анапа и Нижний Новгород. Так, к примеру, в Анапе было насчитано 3407 гаражей, в 1735 из которых было открыто то, или иное производство. В Казани общее количество гаражей составляет 13 393, а в Ульяновске – 36 320, из которых 11 700 занято производствами. 25 566 гаражей было насчитано в Тольятти, с 1 820 производствами.
Кстати, в некоторых регионах Российской Федерации, власти пошли на встречу гаражным предпринимателям, заявив, что за выход из тени они получат множество разнообразных субсидий, дотаций и привилегий.
Истоки данного социально-экономического феномена можно отыскать еще в позднесоветском периоде, то есть в 1980-х годах. Дело в том, что именно в это время в гаражных кооперативах стали строиться гаражи достаточно больших размеров. Частники в них ремонтировали свои автомобили и мотоциклы, а «цеховики» хранили свою продукцию. По прошествии десятка лет, строительство таких гаражей набрало просто массовые обороты. Тогда же и начали появляться двухэтажные гаражи, которые предприимчивые люди массово переделывали под всевозможные цеха и мастерские.
В 2000-е годы как собственники, так и арендаторы таких гаражей даже получили право вести в них любую деятельность, узаконенную в Российской Федерации. С тех пор на просторах Российской Федерации и начали появляться всевозможные гаражи-цеха, гаражи-магазины, гаражи-таунхаусы и гаражи-офисы. Конечно же, нельзя сказать, что эта помещения находились вне правового поля, хотя, нельзя считать их и полностью легальными. Сергей Селеев, соавтор проекта, аспирант Ульяновского государственного педуниверситета, считает данную ситуацию весьма неоднозначной. А все потому, что некоторая часть гаражных предпринимателей сейчас полностью легализировали свою деятельность, оформились в соответствующих органах как индивидуальные предприниматели, но продолжают работать в гараже, что, по сути, является незаконным.
Дело в том, что согласно уставу любого ГСК, гараж считается местом для хранения автомобиля или мотоцикла. Тем не менее, все это лишь формальность. По мнению господина Селеева, чиновники, работающие на местном уровне, прекрасно осведомлены о таких гаражных предпринимателях, но ничего не могут, а главное, не хотят с ними сделать. Более того, как правило, местные муниципалитеты даже получают от гаражников некую выгоду. Поскольку ведомствам хронически не хватает денежных средств на разнообразные ремонты, они нередко обращаются к представителям «гаражного» бизнеса за помощью. А те, в свою очередь, только и рады помочь, лишь бы их не трогали относительно законности деятельности, которую они ведут.
Но власти также не стремятся придираться к гаражным предпринимателям из-за весьма непростого механизма проведения проверок их деятельности. Дело в том, что для того, чтобы доказать факт ведения в гараже предпринимательской деятельности, надо не только провести контрольную закупку, но и быть полностью уверенным в том, что в этом гараже ремонтируется не «автомобиль друга». Авторы исследования убеждены, что это вообще никому не нужно, причем даже налоговикам, поскольку оборот такого рода бизнеса не представляет для них никакого интереса (например эвакуатор пермь доставляет авто для ремонта).
Около полутора лет назад регионы все-таки попробовали хоть как-то легализировать гаражный бизнес. В некоторых регионах страны специально для этого даже создали общественные организации, которые объединяют в себе участников той самой «гаражной экономики». Например, в Ульяновске для того, чтобы как можно больше таких предпринимателей было выведено из тени, власти создали Ассоциацию мебельщиков. Всем гаражным предпринимателям, занимающимся изготовлением мебели, было дано три года на выход из тени и вступление в эта Ассоциацию. Ну а те, кто откажется это делать, через три года попадут в поле зрение властей, и наживут себе проблем. В свою очередь, Ассоциация будет отдавать 10% от своих членских взносов в бюджет муниципального образования, а мебельщики, вышедшие из тени, получат ряд льгот, субсидий и дотаций.