Ситуацию в современном российском обществе прокомментировал Владимир Войнович. Он утверждает, что теперешний культ личности лидера можно сравнить только со сталинскими временами. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
На днях в Украине состоится презентация книги писателя Владимира Войновича «Малиновый пеликан», харьковское издательство «Фолио» выпустило это произведение на украинском языке практически одновременно с выходом российского оригинала. Новое произведения можно сравнить с романом об Иване Чонкине, принесшим Войновичу всемирную славу. В первом произведении содержится сатира едкая и глубокая на советскую жизнь, во втором романе в схожей манере описывается быт современных россиян.
Как человек, хорошо знакомый с атмосферой советского времени и теперешними российскими реалиями, писатель поделился в интервью собственными наблюдениями. Одним из главных замеченных изменений оказалось то, что надежды литератора на счастливую жизнь после падения советского режима оправдались неожиданным образом. На начальном этапе существования бывших советских республик в формате независимых государств у Войновича с будущим были связаны радостные ожидания.
Писатель рассказывает, что он рассчитывал на долгую жизнь советского человека, будущую передачу им своих уникальных свойств следующим поколениям через генетические механизмы. В России, по словам писателя, предположение подтверждается почти полностью. После непродолжительного всплеска свободы в 90-х годах люди, покончившие с советским режимом, постепенно вернулись к прежнему образу жизни, поскольку удержать новую высоту не сумели.
Теперешний россиянин верит, что все продается и покупается.
Среднестатистический Homo soveticus верил в предстоящее наступление коммунизма, жил ради светлого будущего человечества, для этой же цели трудился, совершал подвиги, терпел лишения и был готов пожертвовать жизнью ради идеалов (своей или чужой). Еще за 20 лет до краха советского режима, по мнению Войновича, эта вера перестала быть локомотивом сознания населения. Новое поколение советских жителей о невзгодах, испытанных отцами и дедами, только слышало, но, по сути, это была генерация других людей.
Выросшие в сравнительно комфортной атмосфере новые советские люди даже ростом были выше, потому были названы акселератами. Идеалами прежних поколений люди новой генерации не жили. В результате умерла идеология, после нее успешно рухнуло и целое государство. С тех пор идеологи пытаются найти замену, но достаточно сильной мотивации найти не могут – не подошли на эту роль ни религия, ни тем более казенный патриотизм.
В сознании теперешнего российского человека, по утверждению писателя, есть только вера в то, что все в этом мире можно купить или продать. Решения руководства страны медианный российский житель воспринимает как капризы природы, которые отвратить невозможно, да и делать этого не стоит. Выборы современный российский человек рассматривает как ритуал, пустую формальность, в которой выбор делается в пользу ранее определенного кандидата. В то, что от его выбора что-либо зависит, теперешний россиянин просто не верит. Даже те граждане, которые верят в силу выбора, после подсчета результатов верить перестают.
Аналогично мало кто верит в возможную эффективность протестной деятельности. Некоторое количество людей, по словам Войновича, в России думает несколько иначе, но численность этой группы населения слишком незначительна. Миллионы людей, которые своей потребностью определяли свободу, уехали в страны, где эта ценность уже была добыта другими. Оставшиеся ценители свободы пытаются что-то сделать и подвергаются постоянному давлению. Теперешняя российская оппозиция очень слабая, но по-другому быть и не может.
Культ личности вызван не столько личностью, сколько обществом.
Писатель также отмечает, что теперешней Россией управляет один человек. Вокруг современного лидера страны создан культ личности, которого не было в государстве еще со сталинских времен. Тем не менее в данной ситуации следует понимать, что причина возникновения культа заключается не только в самой личности. На самом деле российское общество создает необходимые условия для появления культа.
В конечном итоге оказывается, что культовая личность, хозяин Кремля, контролирует в стране абсолютно все. При этом другие органы власти, законодательной и судебной, без лишних возражений выполняют высочайшую волю и стали фактически фиктивными. На практике демократия в современной России отсутствует. В то же время, несмотря на постоянные урезания, определенные свободы внутри российского общества еще остались.
Констатирует Войнович, что у россиян еще есть возможность посмотреть один телеканал, ведущий вещание только в Интернете, почитать одну газету и один журнал. В этих средствах массовой информации, с обязательным соблюдением некоторого политеса, авторы и редакторы позволяют себе выступать с критикой не только власти, но и самого президента. Показательным примером Войнович называет даже самого себя со своей оппозиционной риторикой.
Уверен литератор, что в советское время подобных вольностей в прессе невозможно было себе представить. Тем не менее любые явления в сознании масс являются временными. На данном этапе с помощью огромного влияния на население пропаганды обеспечивается надлежащая поддержка власти. У руководства страны есть высокие рейтинги поддержки, поэтому власть может позволить своим оппонентам совершать некоторые действия. Войнович полагает, что когда сила воздействия пропаганды ослабнет – возникнет новая ситуация.