В ходе вчерашнего заседания премьер-министр России объявил о возвращении к 3-летнему бюджетному планированию. Возврат к такого рода варианту выглядит как минимум странно – особенно в условиях неспособности утвердить реалистичный бюджет на 2016 год, отмечают эксперты. Они объясняют происходящее попыткой заговорить кризис перед выборами. Об этом пишет «Независимая газета».
Дмитрий Медведев вчера подтвердил, что правительство не собирается править бюджет на текущий год весной, «а осенью уже новый парламент будет утверждать бюджет на период 2017–2019 годов». Значит ли это, что правительство вообще не будет корректировать действующий бюджет – пока не понятно. К тому же, не имея адекватного бюджета-2016, правительство вдруг заявило о возврате к 3-летнему планированию. И тут же фактически признало невозможность точных прогнозов.
«К большому сожалению, точность прогнозирования в нынешних условиях неопределенности в нашем государстве оставляет желать лучшего, она невысока, несмотря на это прогнозы все равно нужно делать», – сказал премьер. «Однако лучше при составлении прогноза отклониться в сторону занижения доходов, нежели потом выискивать дополнительные резервы, чтобы балансировать бюджет», – отметил премьер. Согласно словам Медведева, трудности в прогнозировании добавляют санкции, ограничения в доступе к зарубежному капиталу и технологиям, а также нестабильная ситуация на рынке углеводородов. Но здесь следует отметить, что те же условия имели место и минувшей осенью, когда чиновники отказались от 3-летнего планирования.
Новым базовым вариантом прогноза социального и экономического развития предполагается, что баррель российской нефти будет стоить 40 долларов. «Есть и иной план для более пессимистического развития ситуации - консервативный вариант прогноза предполагает цену в 25 долларов», – подчеркнул глава правительства. Согласно его словам, такого рода установки заставят правительство критичнее смотреть на возможности бюджета.
В настоящее время задача правительства заключается в работе над тем, как отметил премьер, чтобы экономика страны «возвратилась на траекторию роста». А чтобы это произошло, согласно мнению Медведева, правительству нужно продолжить курс на развитие сельского хозяйства, замещение импорта, высокотехнологическую промышленность.
Говорить об остановке падения в российской экономике пока рано, сказал Медведев на совещании по социальному и экономическому развитию. «Динамика ключевых макроэкономических показателей с начала 2016-го пока очень разноречивая. Пока еще сложно говорить об остановке падения, однако есть и ряд положительных вещей», – сказал Медведев. Согласно словам главы правительства, в их числе «антиинфляционные меры». «Предпринятые шаги способствовали снижению инфляции. В начале 2016-го рост потребительских цен был ниже прошлогодних показателей», - отметил премьер. Помимо этого, в целом наблюдается «стабильная картина на рынке труда». «Официально зарегистрированных безработных в начале апреля – немногим больше миллиона человек», – напомнил председатель правительства. «Это значит, что ситуация на рынке контролируется», - подчеркнул Медведев.
«Статистические результаты 1-го квартала тоже лучше, нежели ожидали эксперты», – сказал вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Несмотря на то, что ВВП государства продолжает оставаться в отрицательных значениях, однако «это уже не то, что было ранее, – 1,4 процента спада». «Практически приблизилось к нулю падение промышленности - минус 0,6 процента», – сказал чиновник. «Начиная с 2017-го мы ожидаем восстановления ключевых факторов роста экономики», – продолжил министр. Прогноз Минэкономразвития исходит из того, что в следующем году экспорт увеличится на 0,8 процента, реальные заработные платы – на 1,2 процента, розничный товарооборот - на 1,1 процента, промышленность – на 1,1 процента, в целом же по ВВП рост составит 0,8 процента. В 2019-го промпроизводство покажет рост на два процента, экспорт - на 1,7 процента, ВВП вырастет - 2,2 процента.
Чего ожидать дальше?
Раз ситуация находится под контролем и даже демонстрирует некоторые «положительные сигналы», то в особых антикризисных усилиях нет смысла. Еще во вторник Медведев заявил, что любое форсирование преобразований в российской экономике продлит кризисные явления на пару лет. «Да, государству необходимы глубокие структурные реформы и правительство это отлично понимает. Однако правительство понимает и то, как это сегодня отразится на соцсфере. Любые форсированные преобразования продлили и усилили бы кризис на несколько лет. Мы не будет проводить реформы за счет людей», - отметил премьер, выступая в Государственной Думе с отчетом о работе правительства.
С властями соглашаются и некоторые экономисты. «Успешность политики на ближайшую перспективу, как я понимаю, – это в первую очередь... положительная динамика частных инвестиций, низкая реальная процентная ставка, доступность кредитов, а соответственно, низкая инфляция», - сказал вчера Владимир Мау, являющийся ректором Академии народного хозяйства и госслужбы.
Согласно мнению руководителя Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, изменение бюджетной политики объясняется, прежде всего, предвыборным периодом. «До выборов нужно создать ощущение, что в стране все хорошо и что ситуация налаживается, вот даже возвращаемся к 3-летнему бюджету», - полагает он. То есть, отмечает Николаев, власти хотят «заговорить кризис».