Назначение генерал-майора Татьяны Москальковой уполномоченным по правам человека тут же вызвало волну критики в России.
Председатель движения «Демократическая платформа» Валерий Федотов назвал назначение Москальковой «смачной оплеухой всем наивным», кто рассчитывал на наступление оттепели в России, о которой кое-кто поспешил заявить после назначения на пост главы ЦИК Эммы Панфиловой. Эта генерал-майор, отметил В. Федотов, работала в органах МВД еще в советские времена. За время депутатской работы самой заметной ее инициативой стало предложение ввести в Уголовный кодекс статью за покушение «религиозные, духовные и нравственные святыни», которая появилась после акции Pussy Riot.
России сегодня нужен омбудсмен, который будет не сажать людей, а, наоборот, освобождать их. Но власти, видимо, больше по душе советский лозунг «моя милиция меня бережет», резюмировал В. Ведотов.
Людмила Алексеева, председатель Московской хельсинкской группы, считает, что Москалькова не сможет эффективно работать на должности омбудсмена, так как это требует других навыков, чем обучали в милицейской школе. Опыт работы в силовых структурах – совсем не тот, который нужен защитнику обиженных и оболганных. Одна из старейших правозащитниц России считает, что на эту должность лучше подошла бы кандидатура Владимира Лукина, который ранее уже занимал этот пост.
Адвокат Марк Фейгин, защищавший в суде украинскую летчицу Надежду Савченко, считают, что назначением Москальковой на пост омбудсмена – «это окончательное банкротство легальной квази-правозащиты в РФ». Его коллега Николай Полозов уверен, что назначение Москальковой призвано подчеркнуть позитивную роль Эммы Памфиловой, переведенной руководить ЦИК. Он также подчеркнул, что «наивно ждать помощи украинским политзекам в России и Крыму от нового генерал-омбудсмена».
Российское интернет-издание Росбалт отмечает, что первым заявлением Москальковой после назначения уполномоченным по правам человека стало заявление о намерении дать отпор атакам с Запада, использующим правозащитную тему.