Доктор экономических наук Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, объяснил ситуацию на рынке труда Российской Федерации. Более детально мнение Капелюшникова относительно ситуации, сложившейся в настоящее время на российском рынке труда, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Ростислав Капелюшников в интервью изданию "Московский комсомолец" объяснил, что в Российской Федерации, впрочем, как и во многих других странах мира, существует 2 официальных показателя безработицы. Первый из этих показателей можно назвать общим показателем безработицы, или же показателем безработицы по методологии МОТ (Международной организации труда".
Ежемесячно проводятся выборочные опросы населения на предмет занятости граждан. В России за год такими опросами охватывается приблизительно 800 тысяч человек. При этом безработными считаются люди, не имеющие в настоящее время работы, но занятые ее поиском и готовые выйти на работу немедленно. В марте этого года таких людей в стране было 4,6 миллиона человек, или 6 процентов от всего активного населения страны.
Есть еще один показатель – это регистрируемая безработица. Речь в данном случае идет о людях, обратившихся в службу занятости и получивших там официальный статус безработных. Таких людей в России сегодня немногим более 1 миллиона человек. По словам эксперта, показатель общей безработицы является более корректным и правильным, поскольку ищущие работу люди не обязательно обращаются в службу занятости – они вполне могут заниматься поиском работы и самостоятельно. Отличительной чертой рынка труда РФ является наличие очень большого разрыва между регистрируемой и общей безработицей, причем большой разрыв был между ними всегда.
В других странах, как правило, иная ситуация. По мнению Капелюшникова, это объясняется тем, что в России небольшие пособия по безработице – максимум, 4,9 тысячи рублей в месяц. Кроме того, вакансии, которые есть в базе служб занятости, в большинстве своем непривлекательны. Россияне просто не хотят вставать на учет в службе занятости и регулярно там отмечаться, поскольку хлопот появляется много, тогда как материальный выигрыш небольшой.
В России уровень безработицы можно назвать низким – эксперт.
Объясняя, много ли это, или мало – 6 процентов безработицы – по мировым параметрам, эксперт подчеркнул, что для ситуации, когда в национальной экономике наблюдается затяжной кризис, это небольшой показатель. В то же время в Соединенных Штатах, в стране, экономика которой сегодня на подъеме, уровень общей безработицы составляет около 5 процентов. Более того, после кризиса 2008 года данный показатель в США в течение длительного периода превышал отметку 6 процентов. В большей части европейских стран уровень безработицы превышает 10 процентов. Поэтому показатель безработицы в РФ можно назвать низким, причем не только по сравнению с другими странами, но и по сравнению с ситуацией, наблюдавшейся в стране на протяжении большинства лет.
Говоря о том, насколько можно доверять статистическим данным по безработице, учитывая наличие в российской экономике так называемого "серого сектора", Капелюшников напомнил, что неформальная занятость состоит из самозанятых лиц, из лиц, работающих на индивидуальных предпринимателей и фермеров, а также тех, кто работает у физических лиц по найму. Данные трудовые отношения не всегда оформляются официально, при этом при проведении опросов лица, занятые в неформальном секторе, учитываются как занятые, поскольку они в течение определенного времени работали, получая при этом какой-то доход, поэтому здесь цифры статистики корректные. Кроме того, есть люди, работающие на предприятиях, но не оформившие при этом свои трудовые отношения официально – их очень немного, но в опросах их также учитывают как занятых.
Эксперт также отметил, что вопреки распространенному мнению, согласно которому женщины чаще являются безработными, чем мужчины, на самом деле и женщины, и мужчины в России имеют одинаковый уровень общей безработицы. Наиболее высокий уровень безработицы среди молодого поколения, тогда как у людей предпенсионного возраста уровень безработицы примерно такой же, как и в других активных возрастных группах. Вместе с тем присутствует очень четкая связь между уровнем образования и безработицей: чем более высокий уровень образования, тем, соответственно, ниже безработица. Наиболее низкий уровень безработицы среди лиц, получивших высшее образование, и такая весьма жесткая закономерность в России наблюдалась всегда.
В разгар экономического кризиса не наблюдается резкого роста безработицы – по словам Капелюшникова, это связано с особенностями рынка труда РФ, приспосабливающегося к шокам не так за счет сокращения занятости и, соответственно, увеличения безработицы, как за счет снижения реальной зарплаты и сокращения продолжительности рабочего времени. На фоне весьма умеренного роста безработицы в России уровень реальных зарплат в стране снизился на 10 процентов. Подобная картина типична для рынка труда в России, и этим он отличатся от рынка труда большинства других стран, где существует жесткость зарплаты в сторону ее снижения.