В прошлом месяце аэрокосмическая компания SpaceX (Соединенные Штаты) совершила прорыв в космонавтике: компании удалось посадить многоразовую ракету на плавающую в океане платформу. Может ли Российская Федерация похвастаться чем-то еще, помимо успешного старта обычной ракеты-носителя с космодрома «Восточный»? Или же, помимо «Бурана» из минувшего века, подобных технологий до сих пор нет? Ответы на эти вопросы журналисты издания «Росбалт» искали у Сергея Александрова, инженера-конструктора космических аппаратов, историка космонавтики.
Александров напоминает, что Соединенные Штаты запустили и посадили многоразовую ракетную ступень еще четыре месяца назад, в прошлогоднем ноябре. Также еще одна многоразовая ракета иной американской фирмы 3 раза слетала на высоту свыше 100 километров и возвратилась на Землю. Эта фирма уже поднимала ступени в воздух еще десять лет назад. Вообще экспериментальные аппараты такого типа впервые начали испытываться в Соединенных Штатах еще в начале 90-х, отмечает эксперт.
Он подчеркивает, что это результат довольно длительной работы, которая осуществлялась не только частными фирмами, а и рамках американской госпрограммы по освоению космоса. Подобного рода технику они использовали еще в далеких 1960-х во время высадки на Луну. «К большому сожалению, в нашей стране по этой части на сегодняшний день нет почти ничего. Хотя такого рода идеи высказывались, к примеру, в Военно-космической академии имени Можайского еще в конце 1950-х. Потом в начале 1970-х в Куйбышеве (сейчас Самара) разрабатывался проект под названием «Подъем».
В рамках этого проекта также предполагалось создание многоразовой первой ступени – правда на турбореактивных, а не на ракетных двигателях. Однако от реализации такого рода идеи отказались. Это действительно очень сложно. Однако самое главное в том, что на всех уровнях руководства отечественной ракетно-космической отрасли существует глубокое неприятие самой идеи многоразовых ракетных носителей. Хотя и есть редкие исключения, которые можно пересчитать на пальцах одной руки. Я пока не могу объяснить почему. Возможно, они опасаются, что не справятся, либо это просто нежелание делать что-нибудь принципиально новое», - рассказывает Александров.
Он напоминает, что попытка создать такого рода систему в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева, предпринятая в последнее время, была прекращена, несмотря на то, что занимались этим как раз те люди, которые когда-то сделали «Буран», то есть опытные специалисты. Единственное, отмечает эксперт, на что еще пока останется надежда – это энтузиазм миасского Государственного ракетного центра имени Макеева. Там разрабатывают ракету-носитель с многоразовой первой ступенью и вертикальной посадкой «Россиянка». У них есть огромное желание работать, однако, к большому сожалению, нет соответствующего опыта, так как они занимались и продолжают заниматься только стартующими с подводных лодок ракетами.
Александров подчеркивает, что Соединенные Штаты опережают Российскую Федерацию по беспилотным аппаратам и их надежности, электронным компонентам в космической отрасли, твердотопливным двигателям большой мощности. Однако, отмечает эксперт, это именно тот случай, когда догонять их совершенно не нужно. Ведь Россия опережает их в технологиях для пилотируемых полетов, по жидкостным ракетным двигателям.
В чем причина?
Согласно мнению целого ряда специалистов, ценность многоразовых ракет пока представляется сомнительной. К примеру, единственная в мире испытанная и использованная многоразовая транспортная космическая система, американский челнок «Спейс шаттл», эксплуатировалась примерно тридцать лет, но была намного сложнее, тяжелее и дороже одноразовой. В итоге запуск груза на «Шаттле» обходится в десять раз дороже, нежели на обычной ракете. Как отмечает Александров «Шаттл» имеет очень сложную историю.
«Дело в том, что данный проект принимался в то время, когда надо было принять хоть какой-то проект, иначе вставал вопрос — будет ли вообще у них НАСА как космическое агентство. Проект был утвержден, но, к сожалению, не самый лучший из возможных вариантов, а тот, в реализуемости которого убедили конгресс. Помимо этого, тогда были реализованы техрешения, которые еще больше усугубили положение ситуации, и в итоге называть данный проект «многоразовым» сейчас можно только с большой натяжкой», - рассказал Александров.
У «Роскосмоса», к примеру, есть варианты многоразового использования первых ступеней ракеты «Ангара». Макеты подобного рода систем не раз демонстрировали на авиакосмических салонах в Жуковском — в виде варианта с вертолетным «подхватом». Как отмечает Александров, вопрос здесь в реализации. «С теоретической точки зрения это возможно, однако на практике у нас никогда никто и ничего не подхватывал в воздухе. В отличие от США, у которых была отработана технология подхвата в воздухе, к примеру, капсул с фотопленкой. История с крылатыми ступенями очень сложна, однако она еще не закончена. В действительности реанимировать этот проект есть шанс, хотя это и крайне маловероятно. Изначально предполагалось сделать систему «Байкал». Это проект многоразового ускорителя 1-й ступени ракеты «Ангара» на базе ступеней «Ангары», как они есть. И в Жуковском это было показано не сейчас, а еще в 1999 году. Однако потом эта тема заглохла и возникла иная - «Многоразовая космическая система первого этапа».
Идея заключалась в том, чтобы обеспечить гарантированность и максимальную надежность доставки груза. Во-первых, благодаря возможности резервирования, а также перестановки двигателей со ступени на ступень, во-вторых, за счет возможности их осмотра после осуществления полета с целью выявления неисправностей. Пару лет назад систему приняли к разработке, создали эскизный проект, но на том все и закончилось. Реальной причиной остановки работ опять стало глухое сопротивление в этой отрасли: помимо небольшого количества энтузиастов, никто этим заниматься не захотел», - отмечает эксперт.