Одним из направлений, в которых реализовывается деятельность российской власти, является импортозамещение. Политолог Георгий Бовт уверен, что единственным реальным результатом этой деятельности может быть только технологическое отставание государства. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Газету.ru».
Российский политолог Георгий Бовт в тексте своей публикации пишет, что идея самообеспечения охватила широкие массы в российском правительстве и политической жизни. Переход государства, которое старалось ввозить как можно больше при высокой стоимости нефти, к существованию в рамках страны, ввозящей как можно меньше продукции, Москва планирует реализовать в короткие сроки. В условиях введенных мировым сообществом санкций такое желание руководства страны выглядит логичным, но вынужденным. Судя по всему, в Кремле рассматривают потенциальное расширение взаимной политики санкций.
На данном этапе самодостаточность воспринимается российским руководством в контексте одного из элементов национальной безопасности. В любом случае речь идет о безопасности – продовольственной, информационной, технологической и т. д. Количество врагов реальных и гипотетических, которые в любой момент могут повернуться и нанести удар в спину, российские руководители осознают.
Российская власть исходит из-за того, что существование в условиях санкций продлится еще долго. Если вдруг какие-то ограничительные меры и отменят – к ним в любой момент могут и вернуться. Тем более, сохраняют актуальность косвенные санкции, вызванные настороженным отношением к России. Взгляд в сторону России с некоторой опаской был и будет актуальным.
Даже глава дипломатического ведомства в риторике используют понятие самодостаточности в процессе производства «базовых вещей». Очевидно, что отношения России с европейским сообществом к прежнему уровню не вернуться никогда, хотя использование таких категоричных формулировок не совсем соответствует дипломатическому этикету.
Вопросы «интеграции» сейчас даже не рассматриваются, на первое место вышли холод и отстраненность. Диалог допускается, но на ограниченное количество тем. Министры и другие чиновники постоянно говорят о самодостаточности и импортозамещении. Президент и премьер-министр также напоминают о курсе, определенном руководством страны.
Министр сельского хозяйства Ткачев уверяет, что к 2020 году страна должна выйти на уровень самообеспечения по производству мяса, молока и овощей. Показатели импорта мяса птицы уже снизились в 3 раза, фиксируется резкое сокращение импорта свинины. Вне зависимости от экономической целесообразности практически на каждом шагу обсуждаются планы о самодостаточности. На второй план отходит даже то, что некоторые продукты производить в России намного дороже, целесообразнее импортировать.
И будущее в виде «безбанановой республики».
Риторика о «военном времени» любые возражения по поводу экономической эффективности автоматически исключает. В Москве, судя по всему, убеждены, что «внешние силы» могут практически в любой момент «перекрыть кислород». По планам Ткачева, в России будет выращиваться абсолютно все, за исключением разве что бананов и ананасов. Но в этом случае чиновники напоминают, деды Берлин брали, но бананов не знали. В технологическом плане одной только нехваткой бананов проблема не ограничивается.
По разным подсчетам, в 640 и 826 образцов российского вооружения и военной техники применяются узлы и комплектующие, изготовленные в странах НАТО и Евросоюзе. Современные российские руководители планируют за ближайшие 10 лет добиться почти полной самообеспеченности в технологической отрасли. Тем не менее, первые данные о реальных темпах имплементации импортозамещения показывают отставание в разы. Создание элементной базы сильно отличается от выращивания свиней.
В производстве российских серийных спутников старых моделей используется от 25 до 75 процентов электронной компонентной базы, изготовленной за границей. Примечательно, что используются преимущественно американские комплектующие. В аппаратах более современных (типа «Глонасс-К») импортного происхождения более 90 процентов комплектующих. Перед чиновниками поставлена задача достичь 80 процентов импортозамещения через ближайшие 3-4 при обязательном сохранении теперешних показателей качества и веса аппаратов.
Реализация поставленного задания в условиях общего падения инженерной культуры, а также деградации образования и науки, выглядит фантастически. Отдельной сверхсложной задачей является восполнение утраты, которой для России обернулось прекращение сотрудничества в военно-технической сфере с Украиной.
Теперешняя экономическая наука указывает на негативные элементы самодостаточности. Это явление, по мнению экономистов, отличается высокой стоимостью, низкой эффективностью и обрекает государство на технологическое отставание. Даже крупная экономика, которая пытается производить самостоятельно все «базовые вещи», не может сосредоточиться на крупных направлениях, выигрышных для себя. Хотя в нормальных обстоятельствах именно ставка на приоритетные отрасли дает возможность достигать в них высшего мирового уровня.