Одной из главных ценностей в мировоззрении современных россиян является стабильность. Политолог Павел Баев утверждает, что вместо стабильности россияне имеют только ее видимость. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Политолог, профессор в Институте исследований мира норвежского города Осло, Павел Баев в своей публикации для веб-ресурса фонда Джеймстауна пишет, что ответы российского президента на вопросы в рамках ежегодной «Прямой линии» определялись видимостью стабильности и уверенности. После 14 апреля, когда состоялась пресс-конференция, внешняя и внутренняя политика Москвы несколько изменились. В результате стало очевидным, что никакая стабильность уже не актуальна. Более того, присутствующие внутри российской элиты разногласия ставят под сомнение лидерские амбиции Москвы.
В процессе общения с журналистами глава Российского государства максимум внимания уделял внутренним проблемам, пытаясь восстановить собственный имидж лидера заботливого и внимательного. В результате ответы президента только усилили мнение о том, что у хозяина Кремля отсутствует понимание мрачной реальности. Также глава государства попытался максимально снизить конфронтацию с Западом, традиционным «главным врагом» России. После «Прямой линии» конфронтация успешно вышла на новый уровень.
Изначально планировалось, что ослабить напряжение должно было возобновление диалога между Россией и НАТО, 20 апреля между сторонами прошла встреча. Общение российского посла с представителями Североатлантического альянса только усилило атмосферу взаимного недоверия. Явно не способствовали диалогу провокационные действия российских самолетов в Балтийском море. Демонстративные нарушения элементарных правил наносят вред любым попыткам России добиться смягчения санкционного режима. Вместе с тем агрессивное поведение силовиков на восточном фланге НАТО вряд ли может остановить сокращение российского оборонного бюджета, что является результатом экономического спада внутри государства.
Единственным более-менее положительным эффектом от провокационных полетов российских самолетов возле американского авианосца стало отвлечения внимания граждан от произошедшего в Сирии. При падении российского вертолета Ми-28Н в окрестностях сирийского города Хомс погибло двое пилотов. Судя по всему, вторжение российских военных в Сирию завязло. Президент Асад готовится к новому наступлению, но отправлять в опасный регион новый солдат Москва не торопится.
Самым негативным последствием российских маневров на территории ближневосточного региона можно назвать происшествие в столице Катара, городе Доха. Переговоры о сокращении объемов производства нефти завершились вполне ожидаемым провалом, поскольку Иран в дальнейшем твердо намерен увеличивать активность добычи. Очевидно, что надежды России на то, что картель ОПЕК найдет возможность обеспечить рост цен нефти, беспочвенны.
Застой как основа новой реальности.
Российские экономисты теперь называют застой «новой нормой» для государства. Также в прогнозах экспертов значится ожидание предстоящих резких сокращений. Видимо, в стремлении избежать будущих трудностей российский президент принял решение вернуть в политику старого лоялиста Алексея Кудрина. Задачей бывшего чиновника является разработка нового пакета реформ. В любом случае предложения Кудрина будут противоречить политике Кремля. Возможность улучшить экономическое положение в России появится вместе с либерализацией бизнес-среды. Но предложение это противоречит официальной линии правительства, в которой среди прочего предусмотрено ужесточение контроля государства над экономикой.
Реабилитация Кудрина явно не по нраву Дмитрию Медведеву. Глава правительства подготовил собственное предложение по реорганизации правительства. Медведев полагает, что в современном российском руководстве слишком много советских элементов. Наличие большого количества потенциальных путей развития страны и выхода ее из кризиса еще больше разрушает хрупкое ощущение стабильности российских граждан.
То, что население не ощущает вокруг себя стабильности, подтвердили результаты проведенного недавно опроса. Только около 2 процентов респондентов назвали происходящее стабильностью. Большинство опрошенных граждан (41 процент) констатирует в государстве «временные трудности». Еще 14 процентов россиян уверены, что их страна переживает застой, 17 процентов участников опроса заявили, что опасаются «грядущего кризиса». Примечательно, что 16 процентов респондентов видят «углубление хаоса».
Рейтинг поддержки президента продолжают оставаться запредельно высокими. Но в ближайшем окружении хозяина Кремля присутствуют опасения того, что со временем количество недовольных граждан может достигнуть критической отметки. В частности, в подобном признался глава российского Следкома Александр Бастрыкин. Он полагает, что главной причиной усиления внутренней нестабильности в стране является Вашингтон, который якобы на протяжении предыдущих 10 лет ведет «гибридную войну» против России.
Бастрыкина с уверенностью можно назвать одним из наиболее влиятельных чиновников российского силового блока. Между тем, слова главного российского следователя с оценкой «экстремизма, спонсируемого Западом», резко диссонируют с самой идеей хозяина Кремля о стабильности. Своими предложениями о мерах по усилению контроля над общественностью Бастрыкин лишь подчеркивает главный посыл своего манифеста, о том, что игры в демократию следует прекратить.