Количество осужденных на территории Российской Федерации по антиэкстремистской статье за последние пять лет возросло в три раза. Такие данные приведены в докладе Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), который был подготовлен специально для издания «Газета.ру». По мнению экспертов, в столь резком росте количества уголовных дел, открытых в связи с выявлением экстремизма, виновата так называемая палочная система, а также политическая конъюнктура.
Данный доклад носит название «Борьба с экстремизмом в современной России: правоприменительная практика». Эксперты, подготовившие его, в своих утверждениях упирались на статистику судебного департамента при Верховном суде. Так, в частности, согласно их подсчетам, начиная с 2011 года, количество осужденных людей по знаменитой антиэкстремистской статье №282 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также трем имеющимся у нее пунктам, возросло с 137 до 414 человек. Следует также отметить, весьма стремительно растет и количество людей, осужденных по ч. 1 вышеуказанной статьи, что означает «Возбуждение ненависти либо вражды<…>», совершенное с использованием Интернета». Если 2011 году людей, осужденных по этой части статьи, насчитывалось только 82, то в прошлом году их количество составило уже 369.
А вот количество человек, осужденных по статье 280 и 280-1 Уголовного кодекса Российской Федерации («публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и сепаратизму»), за эти же годы выросло с 12 до 69 человек. Отдельно следует отметить, что в прошлом году также в значительной мере увеличилось и число тех, кто был осужден ч. 2 ст. 280 УК (аналогичные действия, при которых был использован Интернет либо средства массовой информации). Если в 2014 года таких дел насчитывалось всего лишь 4, то в прошлом году их было уже 19. Кроме всего прочего, в прошлом году было вынесено несколько приговоров по недавно введенной статье ст. 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая возникла на фоне аннексии Крымского полуострова.
Среди наиболее громких случаев применения 282 статьи, экспертам вспоминаются дела националистов Александра Белова-Поткина, Дмитрия Демушкина, Константина Крылова, Максима «Тесака» Марцинкевича, а также музыканта Сергея «Паука» Троицкого из группы «Коррозия металла». Впрочем, по данной статье, которую когда-то лоббировали также либеральные правозащитники в борьбе с ультраправыми, обычно осуждают не только националистов. Дело в том, что в свое время ней проходили даже директор библиотеки украинской литературы Наталья Шарина, а также оппозиционер Павел Шехтман, радикальный публицист Борис Стомахин.
Тем не менее с каждым днем все чаще и чаще по данным статьям начинают проходить и рядовые граждане. При этом в средствах массовой информации этот факт не вызывает никакого резонанса. Согласно данным, имеющимся у информационно-аналитического центра «Сова», количество человек, приговоренных к реальным срокам по «экстремистским» статьям, которые не имеют ничего общего насилием, а также общеуголовными преступлениями, возросло в несколько раз. Это статьи, которые имеют непосредственное отношение к оскорблению чувств верующих, а также участию в экстремистских группах и призывам к экстремизму и массовым беспорядкам.
Эксперты подсчитали, что количество граждан, отбывающих наказание по данным статьям, хоть и весьма невелико, однако оно в значительной мере повысилось за последние несколько лет. Так, к примеру, по состоянию на декабрь 2013 года, за эти преступления были осуждены 20 человек. А на январь 2015 года их число уже составляло 29 человек. Но в сентябре того же года по этим статьям осудили уже 54 человека.
В вышеуказанном докладе также были представлены портреты людей, осужденных по антиэкстремистским статьям главы 29 Уголовного кодекса Российской Федерации («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»). Данные, относительно осужденных по этой главе, также были собраны, основываясь на статистике судебного департамента при Верховном суде. Так, к примеру, за прошлый год было осуждено 525 человек, 4,6% из которых оказались женщинами. А более половины осужденных за эти преступления, являлись представителями молодежи, то есть их возраст не превышал 25-летний барьер. Подавляющее большинство из тех, кто остался, это люди в возрасте от 25 до 30 человек.
Порядка 19% осужденных высшее профессиональное образование, треть – общее среднее либо профессиональное и около 14% осужденных имеют только основное общее. 44% осужденных оказались людьми без определенного рода занятий, а 23% – когда-то были рабочими. 12% из таких осужденных были студентами. Порядка 55% преступлений, которые совершены, осуществлялись в различных региональных центрах. Неснятые и непогашенные судимости на момент судебного рассмотрения имели 13% осужденных. Доля преступлений в составе группы или состоянии опьянения невелика – в пределах 3%.
В ЦЭПР отмечают, что изменение антиэкстремистской правоприменительной практики непреклонно следует за политической конъюнктурой. Дело в том, что именно в зависимости от нее, в разные времена акцент делался на преследование националистической оппозиции, проукраинских активистов, различных религиозных организаций.