Авторитетные аналитики со все большим опасением относятся к той экономической полосе, в которой оказалась Российская Федерация. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости России» издания для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Московский комсомолец». В частности, по мнению руководителя исследовательского центра НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, на протяжении последних двух десятков лет в стране никто не отмечал ничего подобного.
По итогам свежих данных проводимого раз в квартал опроса экспертами Росстата, в котором приняли участие четыре тысячи председателей торговых организаций, представляющих восемьдесят два российских региона, в начале текущего года свыше тридцати процентам ритейлеров пришлось столкнуться с обвалом уровня продаж. В том числе, более половины респондентов заявили, что это самая главная проблема в бизнесе.
Да и процесс сокращения сотрудников в организациях оказался наиболее ощутимым, начиная с 1998 года – тогда не менее трети руководителей прибегли к увольнениям.
Пятьдесят пять процентов участников опроса сообщили, что за первые четыре месяца им пришлось пойти на рост цен. Еще пятьдесят процентов уже приготовили повышение на протяжение второго квартала. Едва ли не впервые с 2008 года эксперты констатировали значительный рост инфляционных показателей в непродовольственном сегменте: с сорока четырех процентов участников опроса в четвертом квартале минувшего года до пятидесяти пяти процентов в настоящее время.
В то же самое время в интервью средствам массовой информации аналитики, составившие исследование, основой которого стали данные Росстата из НИУ Высшая школа экономики, есть все основания считать, что и граждане, и предприниматели постепенно начинают воспринимать кризис как нормальное явление. Но несмотря на это, его масштаб совершенно не снижается.
По мнению Георгия Остапенко, руководителя Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ Высшей школы экономики, показательным является тот факт, что если провести параллели с кризисным 2008 и 2009 годом, в прошлом году экономика России продемонстрировала значительно меньшее падение - всего 3,7 процента в сравнении с восемью. При этом, как утверждает Остапенко, общий показатель благосостояния населения значительно уступает показателям восьмилетней давности. В 2008 году граждане даже говорили о росте своих доходов, однако в настоящее время они обвалились до отметки семь-десять процентов.
На протяжении семнадцати лет без перерыва экономисты говорят о снижении реальных доходов, которые в большей степени предоставляются заработной платой, выплатами социального направления. Кроме того, граждане РФ заявляют, что упали их доходы от стипендий, средств от сдаваемого в аренду жилья, доходами от предпринимательской деятельности. Двадцать лет никто не говорил о чем-то подобном.
Примерно два десятка миллионов россиян сейчас оказались далеко за чертой, превышающей прожиточный уровень, и раз в два или три года данный показатель только продолжает расти. А поскольку способность населения к оплате по платежам сильно снизилась, совершенно логично, что это приводит к снижению объемов торговли.
Точно так же, как и в кризисном 2008 году, россияне начали использовать избирательно-сберегательную модель экономического поведения. Правда, ее форма стала более жесткой. Граждане страны, которые совершенно очевидно могут быть отнесены к низкодоходным слоям, не менее половины своей заработной платы, если не больше, должны отдавать на продукты питания. Вместе с тем даже те, кто представляет средний класс в Москве (доход которых составляют 60 тысяч рублей), оставляют в магазинах не менее 45 процентов своего дохода, хотя ранее этот показатель составлял 30-35 процентов. При этом во внимание не принимается цена на проезд или оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства.
При таком раскладе сил россияне начали с большей внимательностью осуществлять выбор магазинов, условиям акций. К тому же отмечается избирательный подход к продовольствию: они могут себе позволить далеко не все, что раньше.
После того как за несколько дней до начала 2015 года россияне в авральном режиме начали покупать бытовую технику (произошел обвал рубля, а переоценка товаров в магазинах еще не была проведена), сейчас граждане Российской Федерации значительным образом снизили использование товаров длительного пользования, и, если есть такая возможность, откладывают те средства, которые остались.
По словам Григория Остапенко, модель домохозяйства является моделью государства в уменьшенном варианте. Под вопросом остается фактор неопределенности, в связи с чем люди изо всех сил пытаются создавать собственные резервные фонды, которые, если будет критическая ситуация, смогут потратить на потребности внуков, детей и тому подобное.
Необходимо также понимать, что для большей части россиян речь идет о «подушках безопасности» на сумму от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Конечно, с такими средствами можно идти в банк или конвертировать в валюту, чтобы что-то выиграть, в связи с чем их часто хранят дома.