Горячие Новости

Облако тегов

В России Великая Отечественная стала гражданской религией – Казарин

В России Великая Отечественная стала гражданской религией – Казарин

Значение ежегодного празднования Дня Победы для современной России объяснял Павел Казарин. Он утверждает, что для россиян Великая Отечественная стала неким подобием гражданской религии. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «The Intersection Project».

В своей публикации журналист и политический обозреватель Павел Казарин рассмотрел мифологию современных россиян. Он убежден, что в России тема Великой Отечественной войны играет роль гражданской религии. С учетом значения этой темы еще более трудно обсуждать историю. Трудность заключается в том, что актуальная политика во многом построена на событиях давнего прошлого.

1409522467_451691_29.jpgПо примеру любой другой религии, война в видении ее россиянами может иметь только одну каноническую трактовку, единственный возможный язык описания с определенным заранее пантеоном мучеников и демонами в бестиарии. В глазах многих даже использования термина «Вторая мировая» вместо «Великая Отечественная» выглядит как святотатство. Между тем в первые 20 лет после завершения войны празднования не проводились с таким размахом, а 9 мая было обычным рабочим днем.

Только с 1965 года капитуляция Германии начала праздноваться с всесоюзным размахом. С этого времени существует традиция раздавать юбилейные медали. Примечательно, что медали раздаются не с учетом боевых подвигов во время войны, а исключительно по факту достигнутого возраста. Именно тогда победа в войне начала выполнять роль главного легитимизатора коммунизма в СССР. Идея состояла в том, что только страна подобная СССР могла одержать победу над национал-социализмом.

После распада Советского Союза идея Великой Отечественной была подхвачена Российской Федерацией, которая существовала в рамках концепции наследника советской империи. На протяжении минувших 20 лет Москва использовала Великую Отечественную в качестве своеобразного объединяющего фактора, который помогал связывать в одно целое все постсоветское пространство. Использование этой риторики не только помогало связывать воедино бывшие советские республики, но и предоставляло Москве статус главного держателя франшизы. Память о победе нужна была Кремлю как инструмент мягкого давления и аргумент в пользу интеграции постсоветских государств.

Концепты также имеют срок годности.

Единственная трудность, которая сопровождает использование памяти о победе в качестве элемента идеологии, заключается в том, что любой миф имеет ограниченный срок годности. Постепенно даже такие знаковые события забываются – любая война жива только до тех пор, пока живы ее непосредственные участники. По мере увеличения списка погибших ветеранов явлением личностным война перестает быть.

Самые молодые ветераны Великой Отечественной, которые пошли на фронт в 1945 году в возрасте 18 лет, сейчас являются 88-летними стариками. Это значит лишь то, что на протяжении ближайших нескольких лет носителей живой памяти о военных событиях будет крайне мало. Люди, которым сейчас 20 лет, являются последним поколением, для которого война будет ассоциироваться с воспоминаниями родных людей – дедушек и бабушек. Для остальных события 1939-1945 годов будут только страницей из учебника.

Через несколько лет Великая Отечественная превратится в статистические данные и статьи из энциклопедий, без наличия в них личных переживаний. С течением времени отношение к событиям Великой Отечественной будет таким же, как и восприятие современниками Первой мировой войны. Через подобные события России уже приходилось проходить.

Еще сравнительно недавно для старшего поколения олицетворением священной битвы добра со злом были события Гражданской войны. Примечательно, что ценность этих событий не зависела от того, на чьей стороне были симпатии, происходящее также рассматривалось обществом без наличия в картине полутонов. Октябрьская революция воспринималась как незыблемый фундамент официального советского дискурса, любые рефлексии на эту тему представлялись как явление немыслимое. Со временем восприятие изменилось, что неизбежно ожидает также Великую Отечественную.

Для демонстрации динамики изменения общественного мнения в качестве показательного примера можно рассматривать Украину. В отношении к событиям Второй мировой войны с 1991 по 2014 год Киев был очень похож на Москву. Даже на официальном уровне доминировал советский концепт, в котором упоминания о многочисленных партизанских отрядах, сражавшихся одновременно против советских и немецких войск, были недопустимыми.

Ситуация в Украине изменилась только после вторжения российской армии, теперь ситуация меняется кардинально. Современная Украина от советского подхода к военным событиям постепенно отказывается. Термин «Великая Отечественная» в обиходе заменяет определение «Вторая мировая война», расширяются временные рамки ,начало передвинуто с 1941 на 1939 год, появляются полутона в картине минувшего.

При оценке событий военного времени между Украиной и Российской Федерацией есть принципиальная разница. Дело в том, что в отличие от России, фундаментом для украинской повседневности тема войны не является, что ощущается даже в используемой риторике официальных лиц. Вместо «фашистов» и «карателей», которых видят российские государственные деятели, украинский президент использует для обозначения противника термин «Мордор» Толкиена. Пересмотр событий военного времени в России столкнется с неизбежным кризисом политической реальности.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Почитать на эту же тему

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

9 марта
9 марта
17 октября
17 октября

Вячеслав Чорновил: 4 подвига и жизнь во имя независимости Украины
21 февраля
21 февраля
Виктор Янукович
Янукович Виктор Федорович
Абрамова (Сафина) Алсу Ралифовна
Абрамова (Сафина) Алсу Ралифовна