Экспертная среда рассматривает роль Владимира Путина в современной России. По мнению профильных специалистов, после 2018 года действующий президент останется при власти, но не обязательно на нынешней должности, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В настоящее время прошло около 4 лет со дня начала президентских полномочий 3 срока Владимира Путина. Члены экспертного клуба «Росбалта» убеждены, что расстраиваться по поводу возможного ухода действующего хозяина Кремля из областных кабинетов не стоит. Эксперты полагают, что полномочия российский лидер не сложит с себя до тех пор, пока это будет возможным. Тем не менее, прогнозировать то, на какой должности в будущем окажется президент, эксперты не соглашаются.
В то далекое время, когда теперешний президент был только преемником Бориса Ельцина, в качестве темной лошадки его воспринимали как представители международного сообщества, так и российское население. Сейчас проблема узнаваемости не является для хозяина Кремля актуальной, для населения государства он превратился во что-то большее, чем просто политик или президент.
Андрей Столяров, культуролог и писатель констатирует, что статус российского президента не соответствует ни одной из должностей, указанных в документах. Действующий глава государства является национальным лидером, что можно назвать недостижимой высотой для избранного президента или любого другого государственного деятеля. Национальный лидер как правило приходит в трудные времена, в его присутствии (но необязательно в результате предпринятых им действий) ситуация стабилизируется, что возводит человека в ранг спасителя отечества.
Для французов национальным лидером является генерал Шарль де Голль, который смог вытащить государство из глубокого кризиса. В момент, когда брал на себя ответственность, де Голль заявил, что страна в тяжелый час доверилась ему и рассчитывает, на то, что он поведет Францию к спасению. Только через 10 лет жесткие методы, применяемые генералом, стали предметом критики со стороны общественности, сформировался запрос на перемены. На объявленных генералом выборах его партия получила поддержку и обеспечила себе 74 процента голосов в Национальном собрании.
Напоминает Столяров, что результаты выборов партии Шарля де Голля были феноменальными для своего времени. Генералу поддержку выразили совсем не участники протеста, а молчаливое большинство. Решающую роль сыграли французы, которые воспринимали генерала, как национального лидера и свято верили в то, что ему под силу спасти Францию вновь. Эксперт утверждает, что приблизительно такое же поведение можно наблюдать у современного российского электората. Даже в период тотального обнищания и экономического кризиса россияне продолжают видеть в президенте спасителя отечества.
Мария Мацкевич, старший научный сотрудник Социологического института РАН, отмечает, что наличие прямой связи между экономическими показателями и рейтингом поддержки президента можно констатировать в западных странах. В России, а также в ряде других государств постсоветского пространства, нельзя с уверенностью говорить о наличии связи. В случае с россиянами ухудшение экономической ситуации приводит к тому, что на одного единственного человека, который считается спасителем всех и всего, возлагается еще больше надежд.
В российском обществе с углублением кризиса усиливается тоска населения по экономическому застою, который традиционно воспринимается как стабильность. Между тем, олицетворением стабильности в глазах россиян является только один человек, другие персоны или государственные институты имеют сомнительную важность. В этой ситуации не следует недооценивать шок, который российским гражданам пришлось пережить в 90 годы.
Социолог утверждает, что действующий президент сейчас воспринимается россиянами как единственная гарантия того, что в былые сложные времена государство больше не вернется. Оказывает влияние на мировоззрение среднестатистических россиян страх перед возможной революцией, даже несмотря на полное отсутствие любых предпосылок к развитию революционных событий. Эксперт предполагает, что с ухудшением ситуации российское население будет еще больше сплачиваться вокруг национального лидера.
Дмитрий Травин, научный руководитель Центра исследований модернизации в Европейском университете, допускает, что к своему статусу национального лидера действующий президент шел вполне сознательно. На самом деле, падение стоимости нефти только ускорило экономический спад, который начался намного раньше. Очевидным фактом называет Травин то, что действующий президент собирается находиться при власти намного дольше, чем до 2018 года, в идеале – пожизненно.
С учетом дальновидных планов, возникла необходимость добиться поддержки электората. Падение экономических показателей стало причиной того, что на людей, которым в «нулевые» стало жить несколько лучше, чем в 90, президент опираться уже не мог. На старые механизмы удержания власти глава государства также не надеялся. В то же время, пока эксперты размышляли над вариантами экономического реформирования, президент принял решение и все сделал по-своему.
Глава государства понял, что выборы можно выиграть другим путем. «Присоединение» Крыма было решением сильным с точки зрения политических бонусов. После событий марта 2014 года вопрос возможного падения рейтинга был решен раз и навсегда. По утверждению Травина, с точки зрения рациональности полуостров был нужен только президенту и его команде.