В сообщении Национального бюро кредитных историй (НБКИ) отмечается, что наибольшую долговую нагрузку (PTI, payment-to-income) несут в настоящее время работники российской бюджетной сферы. Согласно подсчетам экспертов бюро, средний медицинский работник в начале прошлого месяца тратил на погашение кредитов 33,56 процента своего дохода. У работников соцсферы расходы на погашение кредитов составляли приблизительно 33,4 процента дохода, а у учителей и иных работников из сферы образования - 33,3 процента.
Вместе с тем в некоторых из регионов закредитованность бюджетников, как оказалось, намного выше. В частности, в Хакасии медики тратили на расчеты по кредитам в среднем 40,9 процента своих доходов, а педагоги - 39,9 процента.
Однако самые большие темпы роста кредитной нагрузки зафиксированы представителями НБКИ в следующих сферах: связь и телекоммуникации (плюс 17,42 процента), IT (плюс 15,43 процента), банкинг и страхования (плюс 9,82 процента). «С точки зрения занятости PTI заемщиков, то в последнее время их становится больше в относительно «благополучных» отраслях. Соответственно, работников, которые заняты в «страдающих» от кризисной ситуации в государстве отраслях (то есть, более рискованных заемщиков), финансовые учреждения кредитуют менее охотно», - отмечает гендиректор НБКИ Александр Викулин.
Аналитики НБКИ также указывают на стремительный рост закредитованности руководящего звена. Ранее они тратили на погашение кредитов намного меньшую долю собственных доходов, нежели их подчиненные. Сейчас рядовым сотрудникам кредитные учреждения стали реже выдавать кредиты, тогда как количество кредитов, выданных высокопоставленным обладателям приличных зарплат, продолжает увеличиваться.
В результате, лишь на протяжении последних шести месяцев долговая нагрузка на топ-менеджеров увеличилась более чем на семьдесят процентов. Если в начале прошлогоднего октября средний руководитель отдавал на погашение кредитов порядка 16,6 процента своего дохода, то к началу нынешнего апреля доля растрат на указанные цели увеличилась до 28,5 процента. Одновременно с этим больше чем на сорок процентов увеличилась долговая нагрузка на среднее руководящее звено.
«Уровень долговой нагрузки гораздо более привлекательного для кредитной организации руководящего состава, стремительно приближается к уровню PTI подчиненных, динамика роста долговой нагрузки которых значительно замедлилась. Но в розничном кредитовании уровень просроченной задолженности продолжает оставаться довольно высоким, а сокращение реальных доходов характерно в целом для всех категорий, независимо от уровня их зарплат», - подчеркивает Викулин.
Отметим, как следует из сообщения Нацбюро кредитных историй, самую большую долговую нагрузку (PTI, payment-to-income) несут в настоящее время работники российской бюджетной сферы.