Российская Федерация до сих пор остается на периферии четвертой промышленной революции: невзирая на крупные государственные инвестиции, экспортный выхлоп остался минимальным. Чтобы переместить с ситуацию с мертвой точки, Министерство промышленности и торговли запустило с текущего года программу субсидирования радиоэлектронного направления, которая является одной из самых быстрорастущих на планете.
Готова ли РФ.
В общем власти Российской Федерации проявляют интерес к инновационной теме. В 2011 году правительство принимало десятилетнюю Стратегию по инновационному развитию. В прошедшем году стала работать объявленная главой Национальная технологическая инициатива (программа мероприятий по созданию новых рынков и основанию технологического управления Российской Федерации к 2035 году). Реализуются преобразования в направлениях, которые напрямую влияют на инновации (к примеру, реформа РАН, основание институтов развития, инновационных кластеров и другого.).
Инновационная политика предоставляет некие плоды: к примеру, в ТОПе Global Innovation Index с 2010 года Российская Федерация поднялась на 16 ступеней, хотя до победы ей еще далеко — в настоящее время Россия занимает только 48-ю ступень. Невысокие позиции в GII можно пояснить тем, что до текущего момента инновационная политика находилась на позиции «набора некоторых инициатив и решений, а не системным трендом, неотъемлемой долей экономической политики. В Российской Федерации на поддержку инноваций затрачивается много финансовых средств, но среда остается недоразвитой», констатировали авторы Национального доклада об инновациях в Российской Федерации.
В 2013 году Российская Федерация занимала вторую ступень в мире по абсолютному показателю государственных расходов на коммерческие НИОКР, израсходовав приблизительно 15 миллиардов американских долларов. Однако практически те затраты, которые проходили в бюджете Российской Федерации по статье НИОКР, в большей мере таковыми или не считаются вообще, или способны ими считаться с большой натяжкой. Существенная часть бюджета на НИОКР (40 процентов) — это затраты на разработки военно-промышленного комплекса, в которые учтено любое несерийное производство, с учетом тех вооружений, которые разработаны были уже довольно давно. Структура «гражданской» части казны также во большинстве ориентирована скорее на направлении, традиционно считающиеся высокотехнологичными, однако, в реальности производящие давно разработанные продукты.
Также коммерческий сектор не расходует на НИОКР почти ничего — здесь Российская Федерация находится в компании самых отсталых государствах ОЭСР, к примеру, как Чили, Мексика и Польша. В итоге Российская Федерация оказывается в конце перечня развитых государств по общим затратам на НИОКР.
«Достигнутые итоги не соответствуют тому, что ожидалось», — рассказывают авторы доклада. Часть инновационной продукции в Российской Федерации в общем выпуске — 8–9 процентов (в государствах-лидерах около 15 процентов) и не повышается на протяжении последних трех лет. А итоги инноваций России все еще обладают незначительной конкурентоспособностью. 0,4 процента — доля Российской Федерации в общем экспорте высокотехнологичных мировых товаров, хотя и отмечается положительная динамика (в 2010 году доля Российской Федерации составляла 0,21 процента).
«Созданные инновации преимущественно имеют направления на традиционные рынки сбыта компании (большей долей — на внутренний рынок), чем на мировой. Только незначительная часть продукции классифицируется организациями в качестве прорывной как для внутреннего, так и для мирового рынков», — написано в докладе.
«Производители гражданской продукции Российской Федерации критически отстали от своих иностранных конкурентов в масштабе деятельности. Малые масштабы деятельности значат малые инвестиционные возможности в НИОКР. Помимо того, при малых масштабах производители России не могут соответствовать критериям больших заказчиков (в том числе заказчиков с участием государства), которым необходимо комплексное предложение и существенный уровень гарантий», — прокомментировал генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники («Совэл») Иван Покровский.
«На рынке России электроники гражданского назначения трудятся близко двух тысяч частных компаний. В частности, это малый и средний бизнес с нишевым позиционированием. Их часть на внутреннем рынке насчитывает приблизительно 15–20 процентов», — рассказывает Покровский.
Объем рынка, к примеру, электронно-компонентной базы в Российской Федерации оценивается в 2,5 миллиарда американских долларов в год. На часть отечественных производителей интегральных схем приходится только 10-15 процентов данного рынка. А самое слабое направление в радиоэлектронной промышленности России— вычислительная техника (часть зарубежных устройств на внутреннем рынке превысило 90 процентов).