Особый путь России, о котором в последнее время говорят как руководители Российского государства, так и прокремлевские политологи, ведут страну в тупик, заявила известный российский социолог, эксперт Левада-центра Наталия Зоркая.
Интернет-издание Newsader выложило конспект открытой лекции Н. Зоркой, прочитанной ею в Институте международных отношений и политических наук Вильнюсского университета.
Ура-патриотизм под патронатом власти.
Все последние социологические опросы населения Российской Федерации показывают очень высокий уровень поддержки населением руководства страны. Но на самом деле все не так однозначно.
Всплеск ура-патриотизма в России случился после аннексии Крыма, вслед за которой страна получила международные санкции. Это дало хороший повод для власти еще больше поднять патриотическую волну, итогом которой стал вывод об особом пути российского государства и ее граждан. Даже социологов удивило, с какой легкостью сработала пропагандистская машина, отметила социолог.
Но если посмотреть в недавнее прошлое, то станет понятно: к этому российские руководители готовились давно. Окончательно сломленным зарождавшееся в стране гражданское общество было сломлено на рубеже 2007 и 2008 гг., когда в высшем руководстве страны произошла так называемая «рокировка»: после двух сроков на посту президента РФ Владимир Путин вроде как ушел в тень, заняв премьерское кресло, а в Кремль въехал бывший глава правительства Дмитрий Медведев.
Неофициально народу вещали, что Путин никуда не ушел, что он по-прежнему остается «национальным лидером». Россиян приучали к тому, что в стране сложилась эффективная вертикаль власти, а ее авторитарные характеристики являются проявлением особого пути России. Гражданам фактически предложили отказаться от гражданских инициатив и активных действий, а взамен получить процветание.
До 2013 года российская оппозиция и думающая часть населения сопротивлялись подобному социальному договору (именно тогда был зафиксирован самый слабый индекс одобрения действий Путина), но в 2013 году Государственная Дума РФ приняла ряд репрессивных законов, которые и потушили этот импульс общественного здравомыслия.
Иная ментальность.
Протестная активность в России в те годы проходила в духе украинской Революции Достоинства. Почему же события в России пошли по другому сценария?
По мнению Н. Зоркой, все дело в «проклятии ментальности». Хоть россияне и украинцы вышли из одного колхоза под названием СССР, базовый тип первых сильно отличается от вторых. Главное отличие состоит в том, что россиянин ориентирован в первую очередь на выживание, поэтому он намеренно сужает личную зону ответственности до своего ближайшего круга. А украинцы сумели эволюционировать и вырваться за рамки ближнего круга, перейдя к основам гражданского общества.
Россиян кормили россказнями о «былом величии советской державы», об «осажденной крепости», о желании Америки окончательно добить Россию. В этом направлении российская пропагандистская машина начала раскручивать маховик едва ли не с первых дней президентства Путина. Обработанные подобным образом россияне теперь не столько поддерживают власть, сколько выступают против осады Западом и Америкой великой России.
Но когда людей начинаешь спрашивать о достижениях российского президента, то граждане мало что могут вспомнить. Недовольство россиян положением вещей в стране есть, и на фоне кризиса последних лет оно только нарастает. В момент крымской авантюры недовольство было вытеснено кремлевской пропагандой на периферию создания, но сейчас оно все явственнее возвращается, подчеркнула социолог.
К протестам пока не готовы.
Российское общество не может не реагировать на изменения к худшему – особенно в экономической плоскости. Еще в конце прошлого года социологи отметили нарастание панических настроений населения РФ. Недовольство россиян нарастает, и уже в недалеком будущем оно может выплеснуться в акции протеста.
О том, что протестный потенциал российского населения намного больше, свидетельствует тот факт, что нынешнее недовольство граждан не идет ни в какое сравнение с 1998 годом, когда в стране был объявлен дефолт, рубль рухнул, а вслед за ним – и реальные доходы населения.
Свою роль в слабости проявления недовольства граждан сыграла и целенаправленная политика Кремля, воспитавшая в россиянах пассивное приспособление к власти.
Еще одной удивительной для экспертов чертой россиян является их подозрительное отношение к чужому успеху. В России принято считать, что любой успех является следствием нарушений правил и законов. Поэтому столь высока тяга к советским принципам уравниловки. Но за это власть требует от граждан отказа от активных действий. Произошла блокировка развития: россиянам просто не с кем сравнивать себя и условия своего существования, поэтому и нет требований к изменению сложившейся модели. Это типичная черта мышления советского человека.
Без будущего.
Россия постепенно закрывается от прочего мира. В стране произошел полный отказ от надежд на перемены, который блеснул в России в начале 90-х годов. Не мудрено, что только треть россиян считает свою страну частью Европы, а придерживаться европейских ценностей готовы всего 6 процентов населения. Большинство же видит особый путь развития для России, но объективно он может завести только в тупик, подчеркнула Н. Зоркая: «Сегодня Россия пребывает во вневременье».
Никакого будущего у такой России нет. Нельзя достичь рая, если все время оборачиваться назад. А власть не предлагает обществу положительный проект развития страны.
Неудивительно, что страх стал характерным признаком российского общества, отметила социолог. Россияне постоянно чего-то бояться – то «цветной революции», то войны, то падения личных доходов. Но власть не предлагает других вариантов, кроме конфликтной стратегии. «Ожидания довольно пессимистичны», – резюмировала Наталия Зоркая.