Оптимальный сценарий реформирования современной России указал Герман Греф. Он полагает, что государство остро нуждается в создании принципиально новой системы управления. О об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Би-би-си».
Глава «Сбербанка», крупнейшего на российском рынке финансового учреждения, Герман Греф накануне пообщался с выпускниками московской бизнес-школы «Сколково». Он поделился собственными размышлениями на тему секрета конкурентоспособности целого государства в современном высокоскоростном мире, а также указал на направление реформирования, оптимальное для нынешней России.
Журналисты Русской службы «Би-би-си» поделились с читателями некоторыми выдержками из выступления Германа Грефа. В частности, главным залогом конкурентоспособности на сегодняшний день авторитетный банкир считает не способность выпустить одну гениальную идею или какой-либо продукт, а способность поставлять перспективные идеи на рынок в постоянном режиме.
Немало внимания в своем выступлении уделил авторитетный банкир содержанию экономического бестселлера Why Nations Fail. В российском переводе книга публикуется под названием «Почему одни страны богатые, а другие бедные». Авторы произведения Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон полагают, что главной причиной несостоятельности отдельных государств или народов является низкое качество институтов – судов, выборов, защиты частной собственности и других подобных элементов.
С мнением экономистов российский банкир не соглашается. Он убежден, что «корень зла» необходимо искать не в государственных институтах, а на уровне управленческих практик. Греф констатирует, что механизм управления в России характеризуется чрезмерной бюрократизацией. К присутствующим банкир обратился с призывом переходить к использованию новых методик управления.
Слабость государственных институтов не является главной причиной трудностей в России – Греф.
Банкир утверждает, что авторы книги большое внимания уделяют рассмотрению следствий, чем причин. В книге авторы оперируют преимущественно понятиями «инклюзивных» институтов в экономике и политике (с включением граждан в общественные процессы), а также их противоположности, «экстрактивных» институтов. По мнению главы «Сбербанка», на этом уровне нельзя искать первопричину, поскольку присутствует необходимость углубиться в механизм государственного устройства.
Моментами, которые заслуживают внимания, Греф называет политическую и управленческую составляющие. В российском варианте многие созданные институты, если не их большинство, носят, скорее, характер имитационный. Начиная с института частной собственности, есть ряд структур, в отношении которых нельзя констатировать выполнение ими положенных функций. С одной стороны, институт частной собственности в России присутствует, но фантастической затеей выглядит попытка защиты права собственности в другом государственном институте, судебной системе.
Главным злом в российском механизме построения государственности банкир называет систему управления. Он напоминает, что государство как отдельный функционирующий механизм можно оценивать в рамках бимодальной системы управления через позиции run (функционирование системы) и change (ее способность к непрерывной модернизации). В этой системе современная Россия находится полностью в плоскости run.
Нередко Россию на данном этапе называют государством коррупционным и бюрократическим, но эти определения можно перевести на технологический язык. Бюрократия, как правило, проявляется в недорегулированности и перерегулированности. В конечном итоге снижается качество управления процессами. Греф констатирует, что для исправления создавшейся ситуации необходимы изменения в процессе реформирования.
Любую реформу можно рассматривать как проект, но в российских реалиях практически отсутствует project management внутри государственной системы. По мнению банкира, такая ситуация сложилась не только в России, но и во многих других государствах. Руководство многих других стран пытается решить эту проблему. К примеру, в Британии при премьер-министре Тони Блэре создан правительственный центр, главной функцией которого являлся контроль над оказанием государственных услуг.
Особенностями российского механизма управления банкир называет то, что функция администрирования кадров хорошо развита, но в полном объеме отсутствует работа по повышению качества задействованного в управленческом процессе персонала. По сути, нет ни одного государственного органа, который бы занимался кадровыми вопросами.
Обращает внимание Греф также на то, что во всем мире возрастает популярность agile-управления. Для Российского государства эта тенденция также актуальна, но, как и в любом другом случае, в России инновация приходит с некоторым запозданием. Эта система управления предусматривает создание маленьких команд, все компетенции внутри которых составляют единое целое. В системе, которую банкир называет оптимальной для российского случая, значительно сокращено количество менеджеров, поскольку в них просто нет потребности. Автоматическое перемещение всех результатов работы в одну платформу дает возможность четко увидеть показатели и эффективность каждой отдельной небольшой команды.