В процессе заседания экономического совета при главе государства обговаривали идеи целевой финансовой эмиссии. Никаких решений не поступало, однако все точки зрения принимались во внимание, рассказал пресс-секретарь главы государства.
На первом на протяжении двух лет заседании экономического совета при главе государства обговаривались вопросы бюджета, пенсионного возраста, теневого рынка труда, капиталовложений; сторонники альтернативных вариантов запустить экономическое повышение — Борис Титов и Сергей Глазьев — предлагали президенту вариант целевой финансовой эмиссии, рассказали средствам массовой информации три участника заседания — федеральный представитель и 2 представителя бизнес-организаций.
«Контролируемая эмиссия» — предложение, что среди других называлось в докладе Столыпинского клуба «Экономика роста». С подобной идеей выступали на совете с участием президента бизнес-омбудсмен Борис Титов и советник главы государства Сергей Глазьев. Путин не огласил мнения по поводу эмиссии, рассказывают два участника заседания. С их слов, глава государства не отрицал предложение, а выслушал все мнения.
«Нам получилось в первый раз на подобном уровне проломить брешь в догмате, который присутствовал на протяжении длительных лет. Первый раз мы проводили разговор об альтернативной точке мнения. Настоящее время никакая точка зрения не отторгнута и не принята», — рассказал корреспондентам Титов по результатам заседания. На сегодняшний момент не определено, будут ли предоставлены какие-либо указы по результатам совещания, рассказывает источнику пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Все точки зрения принимались ко вниманию. Обсуждение будет проводиться и в дальнейшем», — отметил он.
В программе «Экономика роста» отмечается, что эмиссия обязана быть проведена по целевым контролируемым потокам, в особенности, через финансирование проектов, рефинансирование кредитов малому и среднему бизнесам, ипотеки, проектов инфраструктуры. «Новая финансовая эмиссия не должна иметь направления на государственные расходы, а в полном количестве, целевым образом, в форме возвратных кредитных средств будет применена на стимулирование капиталовложений в настоящее производство», — было отмечено в докладе. Разговор проводился о 1,5 триллиона российских рублей в год, рассказывала немногим ранее руководитель Экспертного центра при уполномоченном при главе государства по обороне прав предпринимателей Анастасия Алехнович.
На прошедшем заседании президиума экономического совета «были представлены различные взгляды по поводу роли потенциальной финансовой эмиссии для стимулирования повышения экономического сектора», рассказывает средствам массовой информации один из участников. «Присутствует позиция о том, что даже беседы об эмиссии имеют опасность с точки зрения влияния на потенциальный уровень инфляции. Присутствует позиция, что монетарная эмиссия не должна оказывать влияния на уровень инфляции. Принципиально, что необходимо поддерживать именно расходы инвестиций, которые способны привести к понижению импорта либо повышению экспорта», — рассказывает собеседник источника.
Ведущим оппонентом концепции бюджетного и монетарного стимулирования, что представляется в программе «Экономика роста», считается заместитель президента Российской Федерации в совете экономического развития, председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Немногим раньше руководитель Центрального банка Эльвира Набиуллина, которая также участвует в президиуме экономического совета, рассказала, что для Российской Федерации «численное смягчение» не подходит, так как это способно спровоцировать к оттоку капитала и разогнать инфляционную волну. О нецелесообразности численного смягчения в Российской Федерации рассказывали представители Международного валютного фонда. Кудрин также рассказал, что подобные меры, как бесконтрольная финансовая эмиссия, способны быть деструктивными для экономического сектора.
Сам президент Российской Федерации в процессе прямой линии с гражданами России в апреле нынешнего года рассказывал, что тема «печатного станка» ставилась на обсуждение только в средствах массовой информации, «на поверхности». «Основное — это не напечатать финансовые средства, основное — поменять структуру экономического сектора», — рассказывал президент Владимир Путин.
Финансовая эмиссия в настоящее время не является целесообразной — в банковском секторе и так уже отмечается перенасыщение ликвидности, со второго полугодия рассчитывается структурный профицит ликвидности, отметил ведущий экономический специалист Сбербанка Михаил Матовников. Кроме того, в банках повышаются остатки предприятий на счетах — бизнес предпочитает не вливать капиталы, а сберегать. «Подобным образом, у банковских учреждений хватает ресурсов, чтобы кредитовать экономический сектор, проблема в внушительном спросе со стороны заемщиков. По этой причине кредитование экономического сектора — это вопрос не финансово-кредитной политики, а существенных структурных реформ и основания условий для роста сектора экономики», — рассуждает он.