В последнее время необходимость снижения геополитической напряженности активно обсуждается в российском обществе и экспертной среде. Между тем, многие начинают задаваться вопросом об эффективности потенциальной отмены санкций. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Своими размышлениями по поводу перспектив внешней политики современной Москвы поделился журналист Сергей Шелин. Он пишет, что даже фраза «снижение геополитической напряженности» стало почти крылатым выражением. Глава «Сбербанка» Герман Греф уже обещают, что удастся избежать скачков курса доллара при условии стабильной геополитической ситуации и разрешения конфликта с Украиной.
Допускается, что в ближайшее время след за надеждой Савченко в Киев из России отправятся еще несколько заключенных украинцев. Разрешением ситуации такие шаги вряд ли можно считать, но подобный публичный жест еще недавно сложно было себе представить. Очевидно, что не просто так председатель еврокомиссии Жан-Клод Юнкер намерен посетить ПМЭФ для встречи с российским президентом. Судя по всему, европейцы ищут способы снижения той самой геополитической напряженности.
При этом почти не вызывает сомнения предстоящие продление антироссийских санкций, но в дальнейшем ситуация может меняться. От жестов и риторики Москва может перейти к действиям для урегулирования ситуации на Донбассе. В случае обозначения в перспективе желанного урегулирования с восстановлением контроля официального Киева над регионом европейцы готовы будут часть санкций отменить, хотя «крымский» пакет останется актуальным. Видимо, в Кремле сейчас занимаются изучением аргументации и перспектив разных вариантов теперешних действий.
Москва может пойти на снижение напряженности в отношениях с Европой и оставить ситуацию без изменений. На внутреннем фронте, очевидно, не может быть и речи о каком-либо послаблении. Государственная система намерена оставаться в теперешнем виде, изменения не планируются даже в плане экономики. Вопрос заключается только в том, увидит ли Кремль выгоду в снижении уровня конфликтности внешней ситуации.
Что может изменить отмена санкций?
По состоянию на данное время российская экономика признаков предстоящего хозяйственного краха не демонстрирует. Согласно данным Минэкономразвития, очищенный от сезонных факторов российский ВВП в апреле по отношению к марту снизился на 0,1 процента, повторив динамику предыдущего месяца. За январь и февраль текущего года ВВП продемонстрировал отсутствие изменений. Создавшуюся ситуацию вполне можно рассматривать как обнаружение «дна спада» российской экономикой.
В годовом исчислении потребительская инфляция колеблется возле отметки 7,4 процента уже давно. Увеличение эмиссии сокращает вероятность снижения инфляции, увеличивается вероятность роста цен на товары и услуги к концу года. Тем не менее нельзя сказать, что всплеск подорожания выйдет за рамки ожидаемых показателей. Пока серьезные предпосылки для этого отсутствуют.
На протяжении 2 месяцев российские внешние резервы определяются суммой 388 миллиардов долларов. С начала текущего года неизменной остается также сумма внешних долгов – 516 миллиардов долларов. Выплаты по внешним задолженностям на 3 и 4 квартал текущего года Центробанк может реализовать. Неизменная сумма внешней задолженности свидетельствует о постепенном восстановлении возможности перекредитования.
В целом ситуация похожа на то, что российская экономика заплатила свою цену за санкции и в отмене их особо не нуждается. Сильное негативное влияние, которое на начальном этапе оказывало отсутствие западных кредитов, утратило актуальность. Запрет ввоза продуктов питания из европейских стран для россиян стал явлением привычным. Несомненно, готовность россиян к ухудшению уровня жизни также имеет свой предел, но до критического уровня пока далеко.
Алексей Кудрин, объясняя свою позицию по поводу снижения напряженности, говорит о необходимости притока иностранных инвестиций, но вряд ли сильного увеличения инвестиционной активности следует ждать даже при отмене санкции. Система в любом случае останется неизменной, то есть, непригодной для эффективного инвестирования, у инвестора всегда найдется огромное количество более привлекательных объектов.
Вместе с тем нельзя сказать, что геополитическая напряженность обходится совсем без негативных последствий для России. В результате изоляции России от Запада возникают явления, нежелательные для многих, даже в Кремле:
- сильное увеличение зависимости России от Китая. Соседняя с Россией страна постепенно получает рычаги влияния на российскую экономику;
- резкое снижение уровня конкуренции на внутреннем рынке, подделка пищевых продуктов является только одним из проявлений этой тенденции. Постепенно российская экономика теряет конкурентоспособность;
- сокращается количество возможностей знакомства с новыми технологиями, которые, несмотря на мифы, производит самостоятельно Россия не может;
- существование в рамках логики «геополитической напряженности» толкает власть на мероприятия, которые только ослабляют позиции экономики. Стабильно низкие экономические показатели актуальны только в ситуации, когда отсутствуют дополнительные существенные траты.