Как сообщает российское периодическое издание «Известия», в оборонном ведомстве РФ подготовили проект нормативно-правового акта, предполагающего закрытие военных факультетов, действующих при гуманитарных и естественнонаучных высших учебных заведениях.
В упомянутом выше проекте закона сообщается, что для этой цели необходимо создать единую правовую норму, которая определит процедуру, которая позволит провести реорганизацию, либо ликвидацию центров обучения военному делу и профильных факультетов, действующих в настоящее время в высших учебных заведениях федерального значения. В то же время издание подчеркивает, что ни одно образовательное заведение об этой законодательной инициативе российского военного министерства еще не уведомлено. Реорганизационные мероприятия должны реализовывать ректоры университетов и институтов.
По мнению Сергея Жигарева, первого заместителя главы парламентского комитета, ведающего вопросами оборонного строительства, такие реформы назрели давно. Он признал, что знаком с намерениями российского военного руководства. Также народный избранник сообщил изданию, что в настоящее время проводится работа над формированием перечня высших учебных организаций, в которых военные факультеты планируется совсем закрыть. Господин Жигарев подчеркивает, что в самом скором будущем этот список будет опубликован. Помимо всего прочего, он указал, что в первую очередь в него угодят те ВУЗы, которые обучают специальностям, невостребованным вооруженными силами Российской Федерации.
В настоящее время происходит активная модернизация войск. На смену старым вооружениям приходят новые высокотехнологичные решения. Таким образом армия в первую очередь нуждается в людях, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, которые смогут с техникой взаимодействовать, заявил господин Жигарев. По его словам, нецелесообразно заниматься военной подготовкой среди студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений.
Также представитель оборонного комитета Государственной думы сообщил, что ликвидация военных кафедр будет происходить в плановом режиме с тем, чтобы те из студентов, которые уже начали проходить курс, смогли его завершить.
Остальные граждане, которые начнут обучатся в институтах, где существование военной кафедры признано будет нецелесообразным, впоследствии пройдут срочную службу в звании рядового. Точно также студенты получат возможность отказаться от обучения на военной кафедре, указывает парламентарий.
В то же время в высших учебных учреждениях технической направленности, обучение военному делу будет кардинально реорганизовано, говорить господин Жигарев.
В частности, все они должны будут готовить по заказу военного министерства специалистов определенных профессий, которые наиболее необходимы в вооруженных силах Российской Федерации. С этими выпускниками предполагается после получения дипломов подписывать трудовые договора. Как следствие, ВУЗам придется существенно изменить подход к военному обучению. Студентов больше не будут заставлять ходить строем и отрабатывать другие приемы, которые по большей мере в современной армии уже не нужны. Также предполагается сократить в значительной мере время отпущенное не военные сборы. По мнению господина Жигарева, человек, умеющий обращается с вычислительной техникой, армии нужен гораздо больше чем тот, кто представляет себе, как разбирается автомат.
Военные кафедры вообще не нужны – правозащитник.
Согласен с парламентарием и Сергей Ермоленко, глава организации, занимающейся вопросами социально-правовой защиты военнослужащих российской армии. Во многих родах войск применяются инновационные разработки, и поэтому люди, приходящие в противовоздушную оборону или в ракетные силы, должны уверенно ориентироваться в современной технике. Таким образом несомненно, что именно высшие технические учреждения и должны заниматься подготовкой необходимых профессионалов для российской армии. Таких специалист невозможно подготовить ни в гуманитарных, ни в естественнонаучных ВУЗах.
К тому же в некоторых вузах содержать военный факультет просто экономически невыгодно, следовательно, финансировать их нет нужды, отмечает господин Ермоленко.
В то же время отмечается, что ни один из опрошенных ректоров высших учебных заведений и не слыхал о запланированной военным министерством реорганизации. Сообщается в частности, что никаких уведомлений об изменении программы обучения военному делу не присылалось. К примеру представители военной кафедры Бауманского технического университета отметили, что их факультет работает с максимальной загрузкой и среди желающих учится на нем приходится отбирать, на конкурсной основе, самых подходящих кандидатов.
Алексей Казак, глава всероссийского студенческого профсоюза, считает, что такое решение может нарушить права учащихся, так как каждый должен получить возможность учится военному делу.
Он напомнил, что было время, когда военные факультеты работали только в самых престижных высших учебных заведениях. Затем от такой практики решено было отказаться, и во многих местах военные кафедры были восстановлены.
Валентина Мельникова из Союза матерей военнослужащих, полагает, что никакой беды из-за этого решения скорее всего не произойдет. По ее мнению, военные учебные заведения производят достаточное количество офицерских кадров, что делает ненужным профильное обучение в гражданских вузах.