7 июня Государственная дума приняла в первом чтении пакет антикоррупционных поправок в административный и уголовный кодексы Российской Федерации. Проект закона, внесенный президентом на рассмотрение парламента, усиливает ответственность за некоторые преступления коррупционной направленности, а также видоизменяет наказание за некоторые виды такого рода преступлений.
Российский президент выступает с законодательными инициативами довольно редко, сказала изданию «Deutsche Welle» доцент кафедры госуправления РАНХиГС Екатерина Шульман. Проект закона 1079243-6 следует рассматривать в контексте заявлений, которые были сделаны российским лидером в ходе последнего Послания федеральному собранию: «Владимир Путин тогда сказал о необходимости оградить бизнес от давления со стороны силовых структур и одновременно ужесточить наказание за коррупционные действия. Прошло время и об этом все забыли, однако бюрократическая машина, осуществляющая исполнение президентских поручений, работала, и в результате из аппарата президента в Госдуму с разницей в 3 дня поступили два проекта закона, которые нужно рассматривать в паре».
Проект закона 1083199-6 направлен на декриминализацию некоторых экономических преступлений, отмечает эксперт: «Он позволяет бизнесменам дополнительные возможности уйти от уголовной ответственности, а особенно если это первый проступок. Помимо этого он обеспечивает допуск нотариуса к предпринимателю, который находится под домашним арестом или в СИЗО». Второй документ ужесточает ответственность за коррупционные действия.
В частности, документом вводится такое понятие как «посредничества при коммерческом подкупе». Речь о коррупционных сделках в бизнесе, которые совершаются через третьих лиц. Участвующий в такого рода сделке посредник, согласно новой версии Уголовного кодекса, будет наказываться штрафом от пяти - до двадцатикратной суммы подкупа либо лишением свободы до 2-х лет. Так же сурово наказывается предложение или обещание такого посредничества.
Что изменится?
Впрочем, согласно мнению Ильи Шуманова, замдиректора отделения Transparency International, это мало что изменит в жизни коррупционеров. «Статья о коммерческом подкупе была и раньше в Уголовном кодексе, однако она была мертвая и по ней крайне редко возбуждались уголовные дела, - отмечает он. - Поэтому изменения в данной статье вряд ли сыграют значительную роль в борьбе с коррупцией».
Согласно словам эксперта, в случаях коммерческого подкупа, к примеру, отката, российские бизнесмены предпочитают не связываться с силовыми структурами: «Такое преступление сложно доказать. Как правило, человек, уличенный в нем, просто увольняется». Помимо этого, поправка о посредничестве не значит, что раньше такого рода преступления не были уголовно наказуемыми, отмечает эксперт: «Просто раньше они шли по иным статьям, как, к примеру, превышение должностных полномочий». Все то же самое относится и к остальным поправкам, полагает Шуманов.
«Для эффективной борьбы с коррупцией необходима, в первую очередь, работающая система общественного контроля и реформа судебных и правоохранительных органов. Проблема в Российской Федерации не в законодательстве, а в его применении», - отмечает эксперт.
Согласно его словам, в некоторых западноевропейских государствах, к примеру, в Финляндии, вовсе нет законодательства, которое четко регламентирует коррупционные проявления. Однако ее уровень там существенно ниже, нежели в РФ: «Там есть общие рамочные модели, кодекс этики».
В РФ антикоррупционное законодательство в целом неплохое, полагает Шуманов. «По моему мнению, лучше в него не вмешиваться, поскольку это ухудшает общую концепцию. На мой взгляд, в такие серьезные документы не стоит лезть ради каких-то технических корректировок». Согласно мнению эксперта, это создаст проблемы в правоприменении. «Нужно будет нарабатывать судебную практику», - отмечает он.
Иван Жданов, юрист Фонда борьбы с коррупцией комментирует законодательную инициативу главы государства еще жестче, называя новые антикоррупционные меры «косметическими»: «Это то же самое, что штукатурить фасад гнилого дома». Правда, в отличие от Шуманова, Жданов полагает, что законодательство в Российской Федерации менять как раз нужно, причем очень серьезно. Фонд борьбы с коррупцией давно выступает за то, чтобы РФ ратифицировала 20-ую статью конвенции ООН «За незаконное обогащение», а также ввела за это преступление уголовную ответственность. В минувшем году инициатива Фонда по ратификации 20-й конвенции набрала почти 100 тысяч голосов на одном из порталов, однако Олег Плохой, возглавляющий управление по борьбе с коррупцией при президенте, назвал норму избыточной, а также «нарушающей принцип презумпции невиновности». Так, конвенция не была ратифицирована. Жданов полагает, что законодательная инициатива Путина - это пиар перед выборами в Думу.
Напомним, 7 июня Госдума приняла в 1-м чтении пакет антикоррупционных поправок в административный и уголовный кодексы РФ. Проект закона, внесенный президентом на рассмотрение парламента, усиливает ответственность за некоторые преступления коррупционной направленности.