Средства массовой информации уже достаточно много времени уделили теме противостояния, которое возникло между ФСБ и не так давно сформированной российским президентом Владимиром Путиным Национальной гвардией под руководством бывшего главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел России генерала Виктора Золотова. Как отмечают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым.Реалии», наиболее широко этот конфликт удалось осветить публицисту Андрею Пионтковскому. Он четко заявил, что созданная новая структура – это самый настоящий сигнал потери доверия Владимира Путина к ФСБ. Ранее эта структура была ему наиболее преданной.
По мнению Пионтковского, то, что главой Национальной гвардии был назначен именно Золотов, является достаточно показательным вызовом для представителей среды, давшей Путину путевку в политику, а также его альма-матер — наследнице Комитета государственной безопасности. Как известно, после убийства российского оппозиционера Бориса Немцова ФСБ достаточно активно боролась с главой Российского государства за возможность начать расследование, а также за разрешение вызвать на допрос самого Рамзана Кадырова.
Андрей Пионтковский говорит, что они абсолютно правильно шли от непосредственных убийц, являвшихся офицерами кадыровских силовых структур, к их руководителям — Гантемирову, Делимханову и к самому Кадырову. Владимир Путин этому процессу оказывал сильнейшее сопротивление. Согласно его распоряжению расследование прекратили, и официальная версия определила в качестве заказчика и организатора убийства некого шофера Мухудинова. Кроме того, Маркин рассказал, что тот действовал едва ли не по заказу Государственного департамента. После этого ФСБ решила прибегнуть к беспрецедентному шагу: она в одно и то же время слила при помощи двух источников — статьи в «Новой газете» «Кто убил Немцова» и доклада Яшина — свой донос на Золотова. Именно его, по существу, назвали организатором убийства Немцова, считает Пионтковский.
Публицист добавил, что ответом Путина на такое резкое обвинение Золотова стали сразу два шага. Прежде всего он переназначил Кадырова исполняющим обязанности главы Чеченской Республики и пожелал ему быть благополучно избранным в сентябре. Кроме того, российский лидер решил назначить своего экс-телохранителя Золотова председателем новой огромной спецслужбы и перепоручил ему подразделения, в свое время находившиеся в составе МВД и ФСБ.
С учетом всего этого совершенно логично может быть воспринят еще один шаг руководителя Национальной гвардии. Информация об этом была распространена не так давно. Если быть точнее, то Виктор Золотов потребовал от кадровых служб осуществить проверку личного состава на конфликт интересов. В настоящее время продолжают составляться списки гвардейцев, имеющих родственников в других силовых, надзорных и контролирующих ведомствах. В том числе кадровики новой службы получили приказ в самое ближайшее время выяснить, у кого из военнослужащих есть родственники, находящиеся на службе в органах МВД, ФСБ, прокуратуре и самой Нацгвардии. В перечне проверяемых оказались родители, свои и супругов, дети, братья и сестры, в том числе обоих супругов.
На официальном уровне эти меры преподносятся в качестве борьбы «с нерадивыми сотрудниками, кумовством и коррупцией», но с учетом уже имеющейся информации такие предосторожности в очередной раз доказывают, что Владимир Путин стремится к созданию совершенно лояльной себе структуры, которая была бы полностью независимой от ФСБ. Все усилия главы Кремля направлены на защиту ее от какого-либо проникновения и влияния со стороны утративших доверие чекистов.
Следующим немаловажным шагом оказалось расширение полномочий Нацгвардии. Издание РБК констатирует, что с самого начала ожидалось, что руководимое Золотовым ведомство станет в определенной степени «опричниками», которые будут использоваться только в борьбе с бунтами и предотвращении и ликвидации массовых беспорядков (хотя на самом деле речь идет о протестных выступлениях). Но, исходя из указа главы государства, Национальная гвардия будет оказывать поддержку общественному порядку, вести борьбу с терроризмом и экстремизмом, принимать участие в территориальной обороне страны, охранять важные объекты государственного значения и специальные грузы, помогать ФСБ на границе, а также следить за соблюдением законодательства относительно оборота оружия и частной охранной деятельности.
В то же время сам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не отрицает, что полномочия Нацгвардии будут пересекаться с МВД и ФСБ, и это, вероятно, потребует изменения действующего законодательства. И на самом деле, деятельность, которая скрывается за понятиями «борьба с терроризмом и экстремизмом», и до создания «армии Золотова» была полем для конкурентной борьбы между ФСБ и МВД. Как выяснилось, еще в 2008 году в милиции (сейчас – полиции) на базе расформированного Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) был создан Центр противодействия экстремизму – печально известный центр «Э», главной функцией которого оказалась борьба с теми, кто не разделяет политику власти и принимает участие в протестных акциях.