На фоне ухудшения экономической ситуации в России фиксируется рост уровня протестных настроений в гражданском обществе. Эксперты полагают, что увеличение напряженности внутри страны не повлечет за собой серьезных последствий. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Эксперты Комитета гражданских инициатив провели исследование, определив в результате индекс социально-экономической и политической напряженности в современной России. Резюмируя полученные результаты, представители организации констатируют рост протестных настроений и активности, которые вряд ли повлекут за собой кардинальные изменения ситуации в государстве.
В докладе эксперты делают вывод о том, что в начале текущего года регионами с самым высоким риском ухудшения внутриполитической ситуации в России были Иркутская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, а также Псковская, Свердловская и Челябинская области. Кроме того в списке мест потенциально опасных оказались Москва и Санкт-Петербург.
К таким выводам эксперты пришли на основании анализа ситуации в местностях. Внимание они принимали наличие высокого уровня внутренних конфликтов и неоднородности элиты в сочетании с низкими оценками населением качества системы политических институтов. Тем не менее в большинстве указанных регионов риск заключается в информационных войнах, политических разоблачениях, а также протестном голосовании избирателей. Наибольшую опасность имеет недовольство населения в крупных городах, которые характеризуются сложным устройством и конкуренцией внутри политических элит.
В регионах эксперты прогнозируют невысокий уровень активности, в рамках протестов локального масштаба. Вместе с тем аналитики фиксируют ряд параллельных тенденций. В частности, речь идет об ускоренном росте протестных настроений, связанных социально-экономической проблематикой (права трудовые и жилищные, социальные гарантии). Кроме того в регионах увеличивается экономическая напряженность. В общей сложности за последний год протестная активность увеличилась приблизительно в полтора раза.
Настроение – еще не протест.
На протяжении временного промежутка с 2014 года постоянно увеличивается общая протестная активность, особенно в контексте социально-экономических трудностей у населения. Традиционно местами концентрации протестной активности выступают большие города (Москва и область, Санкт-Петербург, Свердловская, Новосибирская, Нижегородская области, а также Татарстан и Краснодарский край). При общении с журналистами о том, к каким последствиям могут привести обнаруженные тенденции в российском социуме, рассказал политолог Александр Кынев, один из авторов исследования.
Эксперт рассказывает, что доклад составлен из нескольких отдельных частей. В рамках исследования эксперты КГИ попытались провести анализ теперешней жизни россиян во всем ее разнообразии. На настроение российского общества оказывает влияние целый ряд факторов, среди которых проблемы внутри элиты, низкое качество управления территориями, трудности социально-экономического характера. Предыдущий опыт показывает, что важные для всего региона события происходят только тогда, когда совпадают по времени кризисные проявления в разных сферах. Это значит, что любая система характеризуется определенным запасом прочности, поэтому проблем в одном сегменте недостаточно для смены системы.
Изначально авторы исследования планировали увидеть влияние разных комбинаций кризисных факторов с помощью измерений отдельных сфер. В настоящее время в информационном пространстве можно найти немало исследований по регионам, каждое из которых базируется на социологических данных, экспертных оценках или оценочным суждении группы авторитетных людей. Примечательно, что многие эксперты говорят о регионе, в котором могли никогда за свою жизнь не бывать.
Исследование авторы разделили на несколько блоков, центральными выступают три элемента – экономика, политика и протесты. Важно, что рассматривать ситуацию необходимо только в совокупности. Поэтому все регионы разделены в соответствии с комбинациями ситуации в указанных сферах. Встречаются регионы, в которых есть экономические проблемы и плохое качество государственных институтов, но нет конфликта в элитах по причине примитивности самих элит. Поскольку отсутствует группа, которая может организовать протест, в регионе сохраняется шаткая стабильность.
Более того, Кынев уверен, что такие регионы с высокой долей вероятности протестовать не будут. Политолог подчеркивает, что одной только кризисной ситуации недостаточно, обязательно наличие силы, способной протестом и настроениями населения воспользоваться. В марксизме этот тезис формулируется, как необходимость сочетания революционной ситуации с революционной партией. Для российских реалий это значит, что кризис в разных сферах без присутствия игрока, готового кризисной ситуацией воспользоваться, ничего не значит.
Проблема российской ситуации заключается в том, что для большинства регионов актуально отсутствие контрэлиты. Более того, даже присутствие оппозиции не оказывает влияние на ситуацию, поскольку противники власти, как правило, разрознены, договариваться они не в состоянии. Отсутствие конфликта в элитах приводит к тому, что в регионе начинается информационная война – со скандалами, уголовными делами, иногда с локальными протестами. В качестве альтернативы протестам местное население может пойти на избирательный участок и проголосовать назло.