Петербургский экономический форум за время своей истории пережил некое количество реинкарнаций, каждый раз расширяя масштаб и в то же время удаляясь от центрального района города. Одно время он спокойно размещался в Таврическом дворце, где не очень большому количеству участников предоставлялся шанс на короткое время представить себя депутатами дореволюционной Думы. После этого переместился на Васильевский остров, в «Ленэкспо» - на площадку более просторную, но заметно «морально устаревшую»: только красочные огромные полотнища на каждой свободной поверхности могли скрывать острую потребность форума в инфраструктурных капиталовложениях.
В завершение, принудив участников несколько лет ожидать, ПМЭФ переместился на новое, уже без кавычек, место – «Экспофорум». С оправданиями на территориальную приближенность к Пулково конгресс-центр в действительности может напомнить аэропорт. Теснота «Ленэкспо» позабыта, как страшный сон: кроме уже обыденных для ПМЭФ гигантов, размещать собственные стенды обрели возможность организации второго и далее эшелонов, большое количество регионов и даже «конкуренты» (Ялтинский экономический форум). Если в прошедшем году посетитель ключевого павильона «Ленэкспо», желал он этого либо нет (ближе к завершению не желал уже почти никто), в обязательном порядке наталкивался на говорящего робота со стенда Сбербанка России, то сегодня и роботов стало гораздо больше - при желании из подобных можно было бы собрать еще одну сессию, и пространства, чтобы избежать переговоров с антропоморфными механизмами.
Форум в Давосе, словно заносчивая дочь миллиардера Соединенных Штатов Америки Вандербильда, получил точный удар. Подобной качественной инфраструктуры нет у него нет и вряд ли появится: в Швейцарии отсутствует «Газпром», чтобы оплатить возведение колосса типа «Экспофорума», а в самом Давосе банально не хватает для такой цели места. Однако, чтобы оспаривать у Давоса право на создание глобальной повестки, инфраструктурного превосходства попросту мало: как минимум необходимо добиться, чтобы форум не «крутился» лишь вокруг программы участников первого лица, а также его основного гостя, как Земля вокруг Солнца. Пока же лишь в Давосе можно заметить внушительную очередь у входа в какую-либо «лабораторию идей», куда, как ни странно, не идет ни один президент либо хотя бы руководитель Центрального банка. Организаторы ПМЭФа постарались разнообразить программу и провести ее более современно, но лидировать в «иерархической повестке» вряд ли они способны.
По этой причине центром притяжения форума как считалась, так и считается пленарная сессия. Сессия без какой-либо определенной темы, точнее, с темой «выступление лидера Владимира Путина о экономике» (а по завершении - ответы на вопросы модератора-представителя зарубежья о политике). Ведущим гостем считался Маттео Ренци, премьер-министр Италии, государства, даже сегодня сохраняющего образ друга Российской Федерации, не нарушая, как пишет «Интерфакс», генеральной линии Европейского Союза. Общее чувство: до нормализации отношений еще далеко, однако ближе, чем пару лет назад, когда Российская Федерация еще продолжала на всю мощь заглядывать на Восток в поисках новых партнеров, и это существенно отразилось на повестке и идеологии форума.
У проблематики экономического направления мало шансов попасть в сессию вопросов и ответов с главой государства - пока деловое сотрудничество с государствами Запада остается «замороженным», граждан зарубежья больше волнует Сирия, Украинское государство, а в настоящее время еще и допинг. Иной важный околоспортивный вопрос - про поведение фанатов - не озвучивался, но настолько заметно кружил в пространстве, что его и не потребовалось поднимать. Глава государства назвал потасовки во Франции с участием болельщиков Российской Федерации «полным безобразием», не преминув при том обратить внимание, что «200 наших фанатов «отметелили» несколько тысяч представителей Англии». Так и каждое российско-европейское отношение: конструктивные идеи и взаимные уколы. Пока Маттео Ренци выражал благодарность Владимиру Путину за доброе известие о выигрыше сборной Италии по футболу, Европейский Союз продлевал «крымские» санкционные взыскания, а легкоатлетов Российской Федерации отлучали от грядущей Олимпиады.
«Заметно, что цели, которые предстали перед нами, требуют и новых подходов к руководству в отношении развития, и здесь мы запланировали активно применять проектный принцип. Уже в самые короткие сроки будет основан совет при главе государства по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ваш верный слуга возглавит его, а президиумом совета будет управлять председатель властей Дмитрий Анатольевич Медведев», - сообщил президент Российской Федерации Владимир Путин в процессе пленарного заседания. Тяжеловесное название новообеспеченного органа не очень соответствует понятию «проектного менеджмента», но проблема, конечно, не в названии основное - как все будет работать. Пока никто на подобный вопрос не дал ответа, если не рассматривать универсальную формулировку от Игоря Шувалова.