Государственная дума приняла во 2-м и 3-м чтениях «антитеррористический пакет» сенатора Виктора Озерова и депутата Ирины Яровой. Голоса распределились следующим образом: за поправки проголосовали 287 парламентариев, против - 147, один воздержался. Против выступили фракции ЛДПР и КПРФ. Аналогично проголосовали и за 2-ю часть пакета - поправки в Уголовный кодекс: против - 148, за - 277 депутатов.
Проект закона ужесточает наказание по большинству «экстремистских» статей, уменьшает возраст уголовной ответственности за терроризм, а также вводит целый ряд новых ограничений, в частности, запрет на миссионерскую деятельность в жилых домах. Первая версия документа предполагала лишение гражданства за терпреступления, насильственный захват власти и захват заложников; там имел место запрет на выезд из государства в случае получения гражданином официального предостережения относительно недопустимости действий, которые создают условия для совершения терпреступлений. В процессе разработки участие принимал Совбез, рассказали РБК источники в комитете по безопасности.
Ко 2-му чтению в комитете по безопасности убрали нормы относительно запрета на выезд в случае официального предостережения, однако расширили список причин для лишения гражданства. В частности, были включены такие пункты, как работа в иностранных НКО и работа в органах власти иных государств.
2-е чтение было запланировано на среду, однако неожиданно парламентарии перенесли его на сегодня, а вчера неожиданно убрали из документа все нормы, предусматривающие лишение гражданства и выезд.
Почему парламентарии передумали.
Эрнест Валеев, зампредседателя комитета по безопасности, объяснил спешную переработку «антитеррористического пакета» Ирины Яровой. «Искали правильное решение», - отметил РБК Валеев. На вопрос издания, почему в начале недели комитет одобрил лишение гражданства российских граждан и ограничение на выезд, а в пятницу отказался от данных норм, Валеев сказал: «Регламент не нарушен, проекты законов могут дорабатываться даже вплоть до их рассмотрения в ходе пленарного заседания, это обычная практика».
При этом на вопрос, повлиял ли на решение поменять пакет общественный резонанс, Валеев однозначно не ответил, а только сказал, что «в обществе есть различные взгляды». «Мы стремились все сделать наилучшим образом», - отметил парламентарий.
Смягчений не будет.
В ходе обсуждения пакета поправок Госдума отклонила несколько предложений парламентариев по смягчению проектов законов. Так, Алексей Диденко, заместитель руководителя фракции ЛДПР, предложил исключить из документа ужесточение наказаний по «экстремистским статьям» Уголовного кодекса (ст. 282). Фракция ЛДПР выступает за отмену данных статей. «В прошедшем году свыше пятисот человек были приговорены по статье 282, причем ни один из них террористом не был. Это в основном лица, которые сделали какое-нибудь заявление или репост в соцсетях. Да, в их числе есть молодые люди, отличающиеся радикальными взглядами. Но глубокое убеждение ЛДПР, что из-за этого нельзя ломать жизнь человеку с молодых лет», - пояснил Диденко. Однако Госдума отклонила это предложение.
Гудков предложил убрать из документа новый состав преступления - содействие экстремистской деятельности. Он назвал несколько примеров, как дела за экстремизм возбуждались только за публикацию картинок в социальных сетях. «Что значит содействие экстремизму? Таксист, подвозивший девушку, опубликовавшую картинку во «Вконтакте»? Я за то, чтобы отменить это», - отметил Гудков. Госдума отклонила это предложение.
Оппозиционный депутат предложил отменить норму об уменьшении возраста наступления уголовной ответственности по целому ряду статей Уголовного кодекса до четырнадцати лет. «В этом возрасте психика ребенка еще не сформирована, это подтвердят любые психологи. Ребенку необходима реабилитация, а не тюрьма. Ведь оттуда он выйдет уже готовым преступником», - отметил Гудков. «Уровень психофизического развития подростков в этом возрасте позволяет осознавать опасность перечисленных деяний, а также ответственность за их совершение. Этот вопрос комитет обсуждал со специалистами», - сказал Валеев. Госдума отклонила предложения Гудкова.
Помимо этого, Гудков выступил против уголовной ответственности за несообщение о преступлении. «Успех борьбы с терроризмом зависит не от одних лишь действий силовых структур и государственных органов, а и от действий общественности. По нашему мнению, эта норма будет способствовать активизации действий граждан по препятствию терроризму», - сказал Валеев. Предложение Гудкова отклонили. Также Гудков выступил против хранения данных о сообщениях и звонках операторами связи. Он мотивировал это убытками, которые будет нести бизнес. Валеев сказал, что сроки хранения согласованы, поэтому эту поправку Гудкова тоже отклонили.
Отметим, Государственная дума приняла во 2-м и 3-м чтениях «антитеррористический пакет» сенатора Виктора Озерова и депутата Ирины Яровой. Проект закона ужесточает наказание по большинству «экстремистских» статей, уменьшает возраст уголовной ответственности за терроризм, а также вводит целый ряд новых ограничений.